Это средневековый чепец каль, он не был предметом исключительно женской одежды, его носили все. Простейшая и очень практичная форма головного убора, чаще на него сверху надевали еще шляпу или шлем. Подробнее есть тут.
И еще очень хорошо он показан на картинах Брейгеля, например.
Эта малопонятная большинству современных людей деталь долгое время составляла неотъемлемую часть быта средневековых людей. «Нижнее белье» для головы имело отнюдь не «статусное» , но вполне практическое назначение: у крестьян оно позволяло спрятать под него волосы, чтобы не мешали во время работы, для защиты головы от солнца, а также чтобы исключить контакт верхнего головного убора (шапки) с волосами и кожей головы, что позволяло дольше сохранять чистой подкладку таких нелегко поддающихся стирке вещей.
Носили каль также люди военные, в том числе и рыцари: имея, как правило, длинные и средние волосы, тщательно ухоженные, они должны были защищать их от воздействия подкладки шлемов, а таже фиксировать волосы подальше от лица, чтобы выбившиеся пряди во время боя не закрыли обзор.
Та же причина заставляла дворянскую молодежь использовать каль во время тренировок и игры. Для сравнения; в последующие века каль редуцировался сперва в сетку, а затем в ночной колпак – с одной стороны, для сохранения волос от излишнего запутывания и трения о подушку, с другой стороны из-за опасения простуды, т.к. влоть до конца XIX века просторные дома зажиточных людей недостаточно хорошо отапливались.
Каль шился, как правило, из отбеленного полотна – льняного или, возможно, хлопчатобумажного. Иногда встречаются и цветные варианты – упоминаются подкрашенные шафраном или полосатые ткани. Каль идеально облегал голову, несмотря на неэластичный материал – средневековый крой всегда строился с учетом индивидуальных особенностей, что позволяло избегать «пузырения» сморщивания, стяжек. Практические эксперименты по воссозданию этой детали средневековой одежды, проведенные нами, показали, что домотканый лен, к тому же имеет способность, при надлежащем крое и отработке, «формироваться» по телу.
К сожалению, большинство наблюдаемых сегодняшних реконструкций ошибочны – или недобросовестны (как в России, так и за рубежом). Крой не позволяет облегать Глову без складок и сборок, а сам каль продолжается, как «бабушкин платочек», до середины скул и ниже затылка, тогда как средневековый каль нигде не опускается ниже затылка и заканчивается под мочкой уа, в точке верхнего края челюсти, далее следуют очень узенькие завязки. Благодаря размещению их за челюстью, они практически не нарушают контур лица.
В заключение следует прибавить, что каль использовался не всегда. Появляясь в раннем средневековье к концу XIV века он исчезает – по крайней мере, из дворянской моды – возможно, из-за изменения прически. Короткая, хотя и пышная, «бургундская» стрижка XV века (подобная бытовала и на Руси и именовалась «под горшок») каля уже не требовала (любопытно, раз уж мы упомянули о Руси, что здесь роль каля исполняла неширокая головная повязка – волосник). В то же время, в крестьянской одежде он сохраняется до XVI века (встречались восточные и кожаные варианты – аналоги, стремящиеся к шапке, похожей на летный шлем XIX века), а в официальном костюме венецианского дома он сохранился чуть ли не до сегодняшнего дня.