Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему советский авангард популярнее на Западе, чем в России?

Искусство и культура
The Question
  · 5,3 K
Доктор искусствоведения  · 12 мар 2015

Во-первых, такого понятия как «советский авангард» нет. Есть «русский авангард» — совокупность модернистских художественных течений 1910-х-1920-х годов. Начиная со следующего десятилетия, советская критика повела атаку на остатки авангардных тенденций, и они сменились социалистическим реализмом, официальным направлением тоталитарного советского искусства. После смерти Сталина, во время оттепели, авангард стал возрождаться как искусство «нон-конформистов» (иногда его называют «вторым русским авангардом»).

Русский авангард был частью европейского искусства, имел с ним разветвленные связи, повлиял на искусство во всем мире. Его представители являются мировыми классиками и ценятся повсеместно, включая Россию. Их работы занимают самое почетное место в экспозиции крупнейших музеев.

Если ценность их кому-то из российских зрителей непонятна, то это в силу консервативного вкуса. Играет роль и то, что любовь пожилых к их советской юности распространяется ими и на тот консервативный тип искусства, который был разрешен и популярен в советское время. Искусство «второго авангарда» (нон-конформистов) пока популярнее в России, чем у широких кругов Запада. Но можно сказать и так, что авангардное искусство выражает ценность свободы, приверженность к которой на Западе абсолютна, а в России она пока еще не осознана во всем объеме.