Фундаментальная ошибка говорящего "я так мог бы" состоит в том, что он не имеет чёткого представления, что значит "так".
К примеру, "Джаз" Матисса выглядит простым в исполнении, но у этой простоты есть причина: Матисс его сделал после того, как в возрасте семидесяти лет провёл всю Вторую Мировую в оккупированной Франции с раком кишечника. Осложнения после операции оставили его навсегда прикованным к постели и неспособным стоять у холста, так что последние годы жизни он работал почти исключительно с вырезками покрашенной ассистентами цветной бумаги.
Конечно, повторить внешнюю форму Матисса после Матисса — легко, всё равно что им переодеться. Но прожить жизнь Матисса вместо Матисса — не очень, и ни у кого не может быть основания утверждать, можно или нельзя сделать "Джаз" без этого опыта — без многих лет художественной работы, затем внезапной вынужденной изоляции, войны, травмы. Никто не знает, откуда картины вообще берутся.
Гораздо лучше говорить об этом, как о чём-то, что могло бы случиться, но не случилось — да, теоретически вы могли бы, при совпадении большого количества обстоятельств, стать художником, оказаться в оккупированной Франции с раком кишечника — и после этого сделать "Джаз". Но этого не произошло.
Иными словами, "я так мог бы" — справедливо не как возможность такого же исполнения, а как признание возможности обстоятельств, в которых такое исполнение оказывается единственно возможным: постель, из которой вы никогда не встанете, клей и цветная бумага. Всё, что вы когда-либо делали, можно продолжать уже только так.
К тому же, что Матисс не был заложником собственной формы, его работы ценятся не за их предысторию, и в них нет ни болезни, ни оккупации, а просто — сад, фигура, все его прежние темы. Они ценятся потому что они работают. Их форма была подсказана ему не болезнью, а опытом всей предыдущей жизни, которого не вынуть из этого выбора так же, как не вынуть его из самой картины.
Так что не стоит говорить, что вы могли бы что-нибудь сделать "так же". Совершенно не важно, что вы могли бы сделать, если вы этого не делаете.
Матисс в катастрофических обстоятельствах продолжал заниматься искусством. Чем бы вы занимались?
перед нами лидер лучшего ответа за последнее время, что я читала!!
поклон
И что?
не все же художники многомиллионных картин пережили что и Матисс.
это один конкретный случай
А всё искусство и состоит из одних конкретных случаев.
Поддерживаю все, но разве, по-вашему, можно анализировать только историко-биографическим методом?
Конечно нет, Матисс работает и без биографии. Это больше разбирает предположение о делании "такого же".
Спасибо за ответ☺️
Елена Фирсова, нет, прочитайте ещё раз внимательнее.