На то есть техническая и психологическая причины. Техническая уходит корнями в историю, когда музыка выпускалась на десятидюймовых пластинках. В те времена на пластинки физически не влезала запись длиннее 3-5 минут. Впоследствии песни дольше трёх минут попросту не брали в ротацию на радио.
Психологическая же причина заключается в том, что основные потребители новой музыки - молодёжь - наилучшим образом способны концентрироваться на одной песне на протяжении приблизительно трёх минут, дальше внимание стремится рассеяться. Если покопаетесь в интернете, найдёте множество исследований по этому поводу, иногда довольно противоречивых, однако не помешавших именно этим доводам повлиять на стандартизацию трёхминутных записей.
И, да, история знает множество примеров записей, звучавших значительно дольше этого временного отрезка, но тем не менее завоевавших народную любовь. Но если присмотреться - почти все эти записи так или иначе относятся к арт-направлениям музыки, соответственно авторы сознательно больше внимания уделяли искусству, собственному творчеству, чем попыткам завоевать народную любовь. Таких примеров много в джазе и в разнообразном арт-роке, вроде Doors тех самых Led Zeppelin с их нетленной "Лестницей в небо".
Подгорело от того, двери и цеппелин считаются арт-роком