Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему столь долго Россия ждет свою следующую Нобелевскую премию по литературе?

ОбществоИскусство и культура+3
Аня Темес
  · 10,8 K
главный редактор журнала поэзии «Воздух»  · 6 окт 2015

Вот этот выбор из двух основных ответов — «русским не дают, потому что плохо пишут» либо «русским не дают, потому что политика», — огорчителен и неверен.

Давайте начнём с того, что Нобелевскую премию дают не за последние свершения, а за десятилетия работы. Причём подразумевается, что в течение этих десятилетий писатель так и находится на виду, его читают, о нём размышляют и пишут. У русских писателей вообще-то такой возможности долгие годы не было: они сидели в котельных и публиковались в самиздате тиражом 5 экземпляров. А официальная советская литература в большинстве своём ничего не стоила и никому за пределами страны не была нужна (исключение — «бунтари в законе» Евтушенко и Вознесенский, которые в какой-то момент вызывали в мире живой интерес, но интерес этот, естественно, с концом СССР бесповоротно прошёл). Независимые русские авторы редко и с большим трудом пробивались к мировой известности через границы СССР — но такое случалось. Геннадий Айги и Аркадий Драгомощенко уже в 1980-е годы были известны и признаны, Айги получил десяток международных премий и был вполне реальным претендентом на Нобелевскую. Но в целом у русских писателей новейшего времени для попадания в поле зрения Нобелевского комитета было 25 лет — это очень мало.

Второе обстоятельство — это специфика премии, которая присуждается, по сути дела, за тексты, существующие в переводах. Это отсекает от неё авторов, чьё творчество прежде всего завязано на работу с языком, — далеко не только русских, разумеется (трудно себе представить среди Нобелевских лауреатов Каммингса, или Саррот, или Раймона Кено, не правда ли?). Скажем, из ныне здравствующих русских поэтов, великий Михаил Ерёмин практически непереводим (хотя несколько английских переводов всё-таки сделаны и даже довольно неплохи). Ещё один уровень организации текста, который пропадает для иноязычного читателя, — это интертекстуальная связь с предшествующими текстами собственной национальной литературы, а это тоже, вообще говоря, не худшее свойство. Конечно, можно возразить, что пусть тогда русские авторы не выпендриваются и опираются на международные авторитеты, — но хотим ли мы такой подгонки под готовый ответ? К тому же многие международные авторитеты стали доступны нам тоже только в последние 25 лет — и только в XXI веке появилось поколение русской литературы, для которого действительно, естественным образом Целан и Паунд столь же важны, как Мандельштам и Введенский.

В-третьих, в литературное произведение встроен некоторый образ читателя. Сознательно или бессознательно писатель предполагает, что его книгу будет читать человек с определёнными знаниями, представлениями, опытом. Потом, спустя годы, а иной раз и века, некоторые книги оказываются востребованы и носителями совсем другого опыта, — но сперва-то! Если народ в значительной степени отключён от мирового контекста, живёт на отшибе или в состоянии искусственной конфронтации, то даже авторы, сознательно нацеленные на преодоление этого разрыва, пишут, так сказать, на других основаниях и с другими вводными, чем представители более интегрированных в единое мировое культурное пространство наций. Делать из этого вывод о «провинциальности» самой литературы — не слишком справедливо.

Вообще для того, чтобы понять, как «работают» такие сложные культурные механизмы, как Нобелевская премия, как в целом действует механизм валоризации, то есть наделения ценностью и значимостью, культурного продукта, — надо вникать глубоко и всерьёз, и современное состояние социологии культуры, благодаря основополагающим работам Пьера Бурдье, в целом позволяет это сделать. Но главное, чему нас эта наука учит, — не делать из какой-то одной институции фетиш. Чем паниковать из-за того, что нас не замечают в Стокгольме, — лучше бы порадоваться, например, тому, что лучшей переводной поэтической книгой года в США месяц назад был признан сборник стихов Андрея Сен-Сенькова.

P.S. Вот тут вот colta.ru есть поучительный анализ по раскрытым архивам Нобелевской премии: известно, кто и кого номинировал 50 лет назад и ранее. С выводом филолога и критика Глеба Морева трудно не согласиться: западные специалисты по русской литературе совершенно не понимали, что в ней происходит, и выдвигали чёрт знает кого. Думаю, однако, что чем ближе к нашему времени, тем больше среди зарубежных специалистов тех, кто действительно ориентируется в происходящем. Иной вопрос — заморачиваются ли именно эти специалисты слать письма в Стокгольм.

Журналист | автор книги "Лондон: Разрушение стереотипов, или Нетуманный Вавилон"  · 8 окт 2015
Ну вот Светлана Алексиевич получила сегодня - хоть ее и позиционируют как украинско-белорусскую писательницу, она во многом продукт синтеза и развития русской/советской литературы и общего культурно-исторического наследия соседних народов, включая последствия Второй мировой войны, которую она осмыслила как писатель и гуманист (возможно, кто-то усмотрит в этом... Читать далее
Поэт, переводчик, прозаик, критик, литературтрегер, эссеист  · 6 окт 2015
Вася Гомер писал, писал, Полина Петрарка писала, писала, Прохор Благолепов писал, писал Их пальчики устали: Никакой Нобелевской премии по литературе. Шведская академия не читала Васю Гомера, Шведская академия не читала Полю Петрарку, Шведская академия в гробу видела Прохора Благолепова. - Почему? - спросил Вася Гомер. - Какого? - спросила Поля Петрарка. - Б...-... Читать далее
Ученый, Копенгаген  · 6 окт 2015
Думаю, проблема не в отсутствии у нас талантливых писателей и поэтов. И не в политизированности премии. В России есть писатели вполне Нобелевского уровня (во всяком случае, судя по другим лауреатам). Есть и поэты - здесь вообще в смысле уровня все туманно. Проблема в том, что те писатели, которые могли бы претендовать на Нобелевскую, не звучат всерьез на международном... Читать далее
Data Scientist and Yoga Instructor  · 7 окт 2015
Обращу внимание общественности, что Бродский таки получил Нобелевскую премию в 1987 году. Только отношения с Родиной у него были сложные, был он к этому времени гражданином США. И можно задаться вопросом, чем еще, он, Бросдкий, отличался от многих в общем-то неплохих современных российсиких писателей и поэтов, кроме жизни в за границей. А в остальном моя позиция по... Читать далее
Преподаватель Ци-Гун и медитации  · 8 окт 2015
Из современной российской литературы я за последние десять лет прочел одну книгу "Чапаев и пустота". Смешно было. При таком обилии чтения ежедневно в интернете, по работе или для развлечения больше не вижу смысла в "Больших Книгах", некогда да и толку нет. Любую мысль автора Романа можно передать кратко и ясно, обсудить и разойтись составив мнение в течении десятков... Читать далее
Специалист по антитеррору  · 9 окт 2015

Потому, что Нобелевская премия крайне политизирована , в России мало писак, русофобов , обычно это граждане др страны. Да и если премия мира была вручена развязавшему несколько войн, хаос на БВ и в Украине Б. Обаме, можно судить и о премиантах в области литератур, т.е. чем хуже, тем лучше)

Первый
журналист  · 6 окт 2015
Если посмотреть историю Нобелевских премий по литературе, можно заметить, что многие из них присуждались за умение поднять локальную специфику до глобального уровня. От Гамсуна и Йейтса до Памука и Мо Яня. Но в современной России нет полноценной локальной прозы. Она не развивается, потому что страна ментально придавлена имперским централизмом (в том числе литературным)... Читать далее
Первый
текстолог  · 7 окт 2015
а почему, собственно, русских писателей всерьез должно волновать мнение нобелевского комитета? в самом деле, если бы не огромный размер денежного вознаграждения, кого в мире бы интересовал выбор шведских академиков? если выбор в области физики или физиологии как-то еще претендует на объективность, то присужденные премии в области литературы способны расколоть даже самих... Читать далее
Первый
Писатель, публицист, блогер, г. Бангкок  · 7 окт 2015
Основная причина оторванности нынешней России от нобелевских премий - в завершении общего упадка культурной традиции, начавшегося сто лет назад в результате коммунистической революции. Был уничтожен класс интеллигенции и дворянства, т.е., питательная среда, которая на протяжении многих поколений являлась источником новых идей и имен в области искусства. Русскоязычные... Читать далее