Есть два типа причин: биологические и психологические.
1. Биологические причины. Их две - первая причина: кривая распределения интеллекта у женщин и мужчин резко различна. У мужчин кривая в центре ниже, а на крайних точках (дебилизм и гениальность) выше. Проше говоря, среди мужчин меньше людей средних по интеллекту и больше или талантов и гениев или людей со сниженным интеллектом. У женщин - строго наоборот - больше людей по интеллекту средних и меньше людей с отклонениями в сторону позитивной (гениальность) и негативной (глупость, дебилизм) девиации. Поэтому, если среди женщин биологически меньше гениев, то меньше и нобелевских лауреатов. Вторая причина - мозг мужчин и женщин отличается. Мозг женщин типичен, возьмите 1000 женщин и различия между ними в смысле головного мозга будут минимальными (только клеточные различия, не структурные). Мозг мужчин специфичен - у мужчин-гениев или мужчин-дебилов имеются структурные изменения и в общем средние различия в структуре у 1000 произвольно выбранных мужчин выше. Если что, это всё не какие-то выдумки женоненавистников, а обычная биология. Она, кстати, нам говорит, что в среднем в популяции умных женщин будет больше, чем умных мужчин. Зато гениев среди мужчин будет больше, чем гениев у женщин.
2. Социальные причины. Они тоже делятся на социобиологические причины и чисто социальные факторы. К социобиологическим причинам относится то, что для женщин более характерна деятельность по освоению пространства человеческих отношений. Иными словами женщины больше практики, чем теоретики (в среднем). В детстве, когда девочки играют в куклы, они не только материнский инстинкт "отыгрывают", но им нравится сам факт обладания куклой, диалога с куклой. Есть исследования, в которых маленьких детей приводили в магазин игрушек и давали им сделать выбор самим, не навязывая им игрушки. Маленькие девочки в среднем бежали радостно к куклам, мальчиков интересовали домики, машины и проч. Мальчики биологически запрограммированы на освоение пространства и мира в целом. Они больше любят среду - техническую или биологическую. Девочки больше интересуются человеческими отношениями и сложными эмоциями. Мальчиков больше интересует "как и почему это устроено", девочек "как и почему можно на это повлиять". Биологические программы однако более условны. Есть девочки, рожденные с мужской программой. Таким девочкам интересны машинки, домики, а подрастая м скучно с другими девочками и хорошо рядом с мальчиками. Есть мальчики рожденные с женской программой. Их интересуют куклы, затем отношения, одежда, мелкие детали быта. Им интересно дружить с девочками (если что к трансгендерности данная вещь никакого отношения не имеет, как правило). Но в среднем, соответственно, будучи более практиками, женщины редко ориентировали себя на формальное подтверждение заслуг. Даже женщины-ученые иногда спокойно относились к присвоение мужчинами своих заслуг, им важно было само открытие, а не слава и признание. Социальные факторы - гендерное неравенство, выражающееся в двойной занятости женщин. Часть гениальных и талантливых женщин вынуждена тратить большую часть жизни на воспитание детей, общество им очень мало помогает в этом. Двойная занятость женщин - на работе и бытом - делает крайне сложным социальное выдвижение их. Патриархат, даже в неполном, усеченном виде, делает для мужчины более легкой задачей доминирование, развитие карьеры. Кроме того, социологами указывается и на фактор того, частичная эмансипация женщин была достигнута слишком поздно в развитых странах - в 60-70-е годы ХХ века. В СССР она была достигнута раньше, но вследствие потом патриархальных стереотипов, а также высокой мужской смертности в войне 40х годов, мужчина в обществе ценился намного выше, чем женщина. Так что современное отсутствие женщин в лауреатах, строго говоря, не показатель. Мало времени прошло с момента эмансипации, да и эмансипация была лишь частичной.
Нобелевская премия это закрытый шведский клуб по интересам, который никому ничего не должен. Каждый год происходят десятки важнейших открытий, и нобелевских не хватит ни на всех женщин, ни на всех мужчин, которые ее заслуживают.