Кто-то обязательно стандартно заговорит про интернет и ютуб, что он во всем виноват, а в середине нулевых якобы ни у кого интернета не было, вот и не стал русский рэп тогда популярным - и будет не прав. Интернет в середине нулевых был уже у многих, не столь массово как сейчас, но был. Тем более, если бы русскому рэпу суждено было стать суперпопулярным в начале-середине нулевых, никакое отсутствие интернета его бы не остановило. Глубинная причина всё же в другом.
Выдвину свою теорию. Может это и не главный фактор, но как мне кажется, очень весомый. Такие изменения тесно связаны с субкультурами, точнее с их исчезновением. Просто у родившихся в 80е и 90е (вплоть до их окончания) есть стойкая ассоциация, которую очень трудно вытравить: русский рэп слушают только гопники и быдланы. К середине нулевых над блатняком все уже стали в открытую ржать, поэтому именно под русский рэп в каком-нибудь 2007 малолетние гопники шли пиздить нефоров, отжимать мобилы, под русский рэп они пили ягу, под русский рэп же они потом и блевали. Курили план тоже под него, как и "трахали шкур". И я вас уверяю, точно не под Смоки Мо.
Можно по-разному относиться к Оксимирону (и Кровосток туда же), но, пожалуй, это именно те люди, которые такую ассоциацию попытались искоренить, и небезуспешно.
Те, кто родились в начале нулевых и позже, таких ассоциаций не имеют, потому что не застали этого. Нет, мой дорогой 15летний читатель, если у тебя внезапно до сих пор есть одноклассник-АУЕшник с подворотами и причёской-петушком - это не гопник, а просто дегенерат. Всё, их нет, они сейчас либо сидят, либо передознулись, либо живут совершенно обычной жизнью (редкость, но бывает).
Вот и получилось так, что у русского рэпа теперь есть своя большая аудитория, да еще и платёжеспособная, в отличие от ситуации в нулевых: кто помладше, просто слушают, кто постарше и избавился от плохих ассоциаций - слушают и при этом готовы покупать эту музыку, покупать билеты на концерты.
А что было делать рэперам из нулевых? Представим. Вот ты - рэпер, на дворе 2005-2008. Если ты читаешь исключительно про гаш, тёлок, бабло, тачки и "большую пацанскую любовь", то твоя аудитория не обладает ни деньгами, чтобы ходить на твои концерты и покупать записи, ни интеллектом, чтобы подстроиться под тебя, когда ты захочешь написать что-то более умное - все твои метафоры и аллюзии никто не поймёт. Вот и остается писать про вышеуказанное, а твои почитатели будут перекидывать твои записи с отжатых мобилок друг другу и слушать прямо с них же в автобусах и трамваях, возвращаясь с очередного ягуар-фуршета. Конечно же, вместо похода на твой концерт они предпочтут побухать в подъезде. Тем не менее, именно такие люди и были, наверное, 95% аудитории русского рэпа, и только на них можно было достичь хоть какой-то выгоды и известности (да-да, рэпер Сява очень правильно понял ситуацию, создав себе образ, так сказать, тесно коррелирующий с тогдашней массовой рашн-рэп аудиторией)
Если же ты избрал путь андеграунд-артиста, или не дай бог решил попробовать в абстракт-хипхоп, то тебя ждёт сплошное разочарование, аудитории у тебя просто нет. Ты же в нулевых, и у тебя точно не получится собрать такие же залы, как собирает какая-нибудь группа Аматори. А "илита" твоего времени слушает исключительно зарубежную музыку.
Нет, на самом деле русский рэп и тогда был достаточно популярен. Просто хороших исполнителей не ценили, а в топе были очень, ОЧЕНЬ плохие рэперы. Только вот не срубишь больших денег (и, следовательно, большой популярности) с тех, кто платить тупо не может.
Показательно, что в США происходило то же самое - в конце 80х и начале 90х рэп был маргинальной музыкой чёрных, сейчас же нам зачитывают молодые люди из вполне благополучных (а иногда даже и очень богатых) семей.
ответил вам ниже в обсуждении)