Все долго и счастливо? (так было в вопросе до редактуры модераторами) Варлам Шаламов через 4 года после освобождения заболевает болезнями Меньера и Гентингтона - нарушение ориентации, трясучка всего тела, постепенный отказ нервной системы, 20 лет мучается, постепенно теряя контроль над телом и мозгом, умирает без семьи в доме престарелых совершенно сумасшедшим, не способным себя обслуживать, без копейки денег (его не издавали), - да, в 75 лет (откуда 86?), но человеком в полном смысле слова он, собственно, перестал быть в 69.
Керсновская работала в шахте бурильщиком. После освобождения в 1952 г. она осталась ссыльной под Норильском и продолжала работать в шахте. Ей было 50 лет. В 1960 г. ее снова судили - не за себя, а за сестру за границей - снова приговорили к ссылке, но дальше ссылать было некуда, и она работала там же трактористом и грузчиком. С 1970 г. она могла ходить только на костылях. Умерла - да, в 79 лет, нищей, в Сибири, с пенсией грузчика, на костылях с неходячей сестрой под опекой.
Солженицын после заключения вообще-то успел перенести рак и выжить, выдержать травлю и высылку за границу - но да, он относительно прочих счастливчик.
Как и автор "Погружения во тьму" Олег Волков, который просто не публиковал свои лагерные мемуары и умер в 96 лет, упав в строительный котлован во вдоре своего дома в Москве. Всю жизнь после лагеря старался быть чудаковатым активистом-экологистом, писателем типа Пришвина, чтобы не трогали (ну как и сам Пришвин). Мемуары издали только в 1990-е.
Говорят, то поколение вообще жило долго, потому что естественный отбор - кто выжил, тот становился долгожителем, потому что значит исключительно жизнеспособный организм. Моя бабушка тоже прожила 92 года после революций, Гражданской, репрессий, эвакуации и целины, которые все коснулись ее и ее семьи, из которой она выжила одна. Да и не выжила бы, но попался очень пронырливый и наглый мой дед.
Удивительное дело, но были и те, кто НИКОГДА не рассказывал о том, как и что привело его в лагеря. Например, поэт Николай Заболоцкий, который на протяжении срока переводил в поэтическую форму "Слово о полку Игореве". Или Роберт Штильмарк, придумавший в лагерях свой роман "Наследник из Калькутты"...
В ГУЛАГЕ жилось по-разному. Например, Варлам Шаламов вычислил в Солженицине лагерного стукача. А мой дед за два года на Беломорканале заработал туберкулез. Разные климатические условия и разный статус сидельцев..
Просто те, кто жили не долго ничего написать не могли. Плюс сама тема была долго абсолютно запретная. Лишь те, кто дожили до более спокойных дней смогли что либо написать. Иначе мы бы прочитали гораздо больше свидетельств...
Для писанины времена не помеха, нех на это спирать, просто встав на путь исправления, кто будет привлекать к себе внимание?
Ответ лежит на поверхности. Потому что, те кто умер, ничего уже написать не могли. Ошибка выжившего, так это, кажется, называется. Нам современникам невозможно понять причину и логику тех событий.
И действительно это так.
Обсуждать проблему долголетия, на уровне социального миропонимания - это равносильно тому, как пытаться ответить на вопрос; " почему, когда в воду бросаешь прямоугольный кирпич, по ее поверхности расходятся круги?" Однозначно можно ответить так, что какого-то единого секрета долголетия нет, просто каждый человек хочет, чтобы жизнь продолжалась как можно дольше.
Потому что есть такая ПРАКТИКА ДОЛГОЛЕТИЯ основанная на скудном ОГРАНИЧЕННОМ ПИТАНИИ с отсутствием жиров и сахара...
Как ни странно, но это продляет жизнь
Согласна. Надо по собственной воли