Причины те же, что и у взрослых - внутренние (генетические) и внешние. Посмотрим от самых ранних к более поздним.
Во-первых, может сказываться биологическая предрасположенность. Есть дети устойчивые, а есть - уязвимые. Уязвимость имеет множество оснований: ее могут вызвать гены условной прабабушки, стресс у матери при беременности и т.д. Такие дети с самого раннего возраста чувствительны к неприятностям, сложнее успокаиваются, часто расстраиваются - иногда это называют трудным темпераментом. Когда такой ребенок растет, он учится справляться с плохим настроением, огорчениями и тревогами, но ему все равно тяжелее.
Во-вторых, когда ребенок уже родился, он может попасть в неблагоприятные условия. Ранняя госпитализация или проблемы общения с родителем могут привести к развитию тревожности. И наоборот - надежный тип привязанности к родителю помогает снизить риск развития расстройств.
Третье, и самое главное - у детей и подростков тоже есть сложности, с которыми надо справляться. Когда ребенок растет, ему приходится всему учиться на своем опыте. Иногда опыт бывает пугающим, и могут возникнуть страхи. Некоторые задачи получаются не с первого (и даже не с третьего) раза, и тогда можно усомниться в себе. Даже шнурки сами себя не завяжут. Сейчас требования к детям растут, и давление начинается уже с детского сада - как и сравнение с другими детьми. В школе оно только усиливается.
Ключевой аспект. Даже если ребенок уже умеет говорить, ему сложнее осознать свое состояние и еще сложнее - найти способы с ним справиться. Детям не хватает слов, чтобы рассказать, что их тревожит или печалит - и что это вообще называется тревогой или печалью. Рефлексия появляется лишь в подростковом возрасте, но и ей нужно время развиться. Даже взрослому иногда требуется посидеть, подумать, почитать статьи или сходить к психологу, чтобы разобраться в себе.
В подростковом возрасте добавляется изменение гормонального фона, и тогда любая тема становится острой и болезненной.
Что помогает предотвратить:
внимание родителя к состоянию ребенка;
развитие эмоционального интеллекта - навыков понимать состояние и справляться с ним;
поддержка свободной игры - в игре без правил ребенок прорабатывает проблемы;
много-много терпеливых и спокойных разговоров, позиция "я с тобой и на твоей стороне".