Бесспорно умнее.
Все дело в базовом образовании.
Русский язык изучали на основе Славянской Азбуки, пусть слегка кастрированной, но имеющей 49 букв, в отличии от 33 современного алфавита.
При чтении, на основе алфавита, смысл текста теряется на уровне корня, суффикса, приставки.
При чтении на основе Азбуки, образная нагрузка присутствует в самих буквах, расширяя понятийный диапазон наших представлений и смыслов.
В качестве примера рассмотрим произведение Л.Н.Толстого " Война и мир."
С понятием " война", будем считать, что смысл понятен, но что такое "мир" в представлении автора, многие даже не догадываются.
В Азбуке- буква М несет смысловую нагрузку - мыслете, а буква Р ( рци) - обозначает речь.
Буква И ( иже) - обозначает гармоничную связь между различными частями.
Но были еще буква ижеи - вертикальная палочка с точкой над ней, обозначающая связь с Богом ( Вселенной) и буква инить - вертикальная палочка с двумя точками над ней, обозначающая общественное мироустройство.
Теперь подставляем буквы ижейной группы в слово мир и получаем ответ, в котором был скрыт смысл произведения Толстого.
Мысль (М) в гармонии ( И) с речью(Р).
Мысль в Божественной связи ( ижеи) с речью(Р).
Мысль (М), выраженная в общественной ( инить) речи(Р).
Так, какой смысл вложил Лев Николаевич, в название своего произведения?
Мы не знали и нам об этом не говорили, но многие писали свои сочинения, не зная основного посыла автора.
А, в первоначальном варианте, стояла буква инить, и смысл названия звучал как " Война и Общество."
В изначальном русском языке не было ни омонимов, ни синонимов.
Все слова четко и ясно подходили к их конкретным значениям и несли многоуровневые смысловые понятия, расширяющие наше мировоззрение уже в базовом прочтении текста, то есть тексты были более образны в понимании читателя, чем после 1918 года, когда Луначарский и компания, реформировали Азбуку в алфавит.
Блестящий анализ, браво!)
Образование в Российской Империи было одно из лучших в мире. Собственно количество и качество русских ученых и изобретателей того времени это подтверждает.
При этом, образование было достаточно доступное. Например в Англии в университетах имели право учиться только аристократия, у нас же в среднем более половины выпускников были из крестьянских семей.
Конечно же это неправда, потому что сравнение за давностью лет не представляется возможным. Вообще не понятно, зачем задавать такие вопросы. Можно попробовать ставнивать системы образования, но здесь, слава Богу, большевики мало что изменили.