Причина в том, что в постсоветское время разрушили саму индустрию кино. Принято считать, что главный творец фильма режиссер, но фильм - это продукт большого числа людей и системы производства кино в целом. Вот эта самая система и деградировала, в тяжелом положении оказались киностудии, упало качество подготовки профессиональных кадров и тому подобное. Сюда стоит добавить недостаток средств, в том числе неэффективные расходы, коррупция и прочие.
Отдельная тема - это ориентация современного российского кино на запад, подражание зарубежным образцам, копирование. Такой путь в лучшем случае может привести к появлению второго "Голливуда"(в широком смысле слова), но пока это подсобное производство второсортного продукта, уступающего зарубежным аналогам и в сути никому не нужного.
И ещё не мало важный факт - это свобода творчества, возможность создавать кино, в смысле высокого искусства. В СССР это было, несмотря на цензуру и контроль идеологии, а в чем-то и благодаря ей.
Из интервью создателя «Звездных войн» Джорджа Лукаса:
«В том мире, где мы живем, в системе, которую мы создали сами для себя – это крупная индустрия – нельзя терять деньги. Смысл в том, что тебя вынуждают снимать определенное кино. Я всегда отвечал тем, кто, тогда, еще во времена Советского Союза, спрашивал: “Как, разве вы не рады тому, что живете в Америке?”. Я всегда им отвечал, что знаю многих российских режиссеров, у них куда больше свободы, чем у меня. Им нужно всего лишь быть осторожными с критикой правительства, а так они могут делать, что захотят»
Потому что не было с чем сравнивать. В 1927 году импорт иностранного кино составлял 75%, он снижался (этот процент) и к концу 30-ых составил 0. Фильмов было очень мало( около 4 фильмов в месяц) , они проходили колоссальную проверку. Сейчас все не так.
В советское время тоже снимали кучу шлака "на злобу дня", просто никому в голову сейчас не приходит где-то активно его транслировать.
Думаю, если заморочиться и посчитать, к примеру, статистику, сколько достойных лент вышло за 70 лет СССР и сколько за 30 российской "новой истории", процент будет более-менее одинаковым.