Существуют даже старые методики детального срисовывания с известных полотен, путем расчерчивания площади на квадраты и их нумерации, с дальнейшим точным копированием их содержимого. Таким образом можно самому делать неплохие копии не имея навыка. Лично я впервые с таким столкнулся увидев копии картин на стене у своего дедушки, они практически не отличались от оригиналов для неопытного глаза, хотя он совсем не умел рисовать.
Это я все к тому, что глазу нужные визуальные ориентиры чтобы лучше соотносить форму, размер и пропорции объектов. И чем пространство между ними будет меньше, тем легче и точнее мозг их может сопоставлять между собой. Этими ориентирами не обязательно могут быть линии или квадраты, множество других форм и приемов. Более подробно именно про эти принципы восприятия, вероятно, можно узнать из Гештальт психологии в области ее применения к дизайну.
А вообще, расчерчивание линиями всех ключевых композиционных элементов, для поиска их эффективного взаимоотношения, это один из самых основных приемов при нахождении качественной композиции в современной живописи. Но прием сложный сам по себе.
Пропорции - один из самых важных аспектов в рисовании. Когда вы рисуете на разлинованном листе, то дисбаланс виден лучше и проще оценивать правильность пропорции, чем на чистом листе.