В психологии существует игра - "создание общественного блага". Участникам раздаются деньги. В ходе каждого раунда игроки могут положить их, сколько хотят, в "общественную корзинку". После чего экспериментатор удваивает количество денег, отданных участниками. Итоговая сумма делится поровну между всеми игроками. Например, 10 человек, у каждого по 100 рублей. Если все дали по 100 рублей, набралась тысяча и еще тысячу добавил экспериментатор. Каждому вернулось по 200 рублей. В начале игры люди обычно кладут все имеющиеся деньги. А потом находится самый хитрый. И вот, 9 человек дали по 100 рублей. А он ничего не кладет. В корзинке, после удвоения - 1800 рублей. Каждый получил по 180 рублей. В том числе и наш хитрец. Который заработал за раунд 280 рублей - ведь он сэкономил! После чего быстро наступает коллапс. Участники вообще прекращают давать деньги. Мотивация "мошенника" понятна. Проехаться на чужом горбу всегда выгоднее. А у остальных включается потребность в справедливости - одна из базовых потребностей человека. "Хорошие" участники занимают позицию "так не доставайся ж ты никому!" В компаниях точно так же срабатывает "эффект гнилого яблока". Cотрудники всегда в курсе, кто бездельник. И всего лишь один человек, работающий вполсилы, полагающий себя "не таким как все" отравляет жизнь всей команды. Резко снижая ее эффективность.