Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Поэзия в 21-м веке мертва?

Искусство и культураЛитератураПоэзия
Сергей Носов
Про стихи…
  · 2,6 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 11 февр 2022  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
Все вопросы формата "Is X dead?" объединяет то, что Х в этих вопросах всегда следует искаженному представлению о том, чем Х должно быть, с точки зрения людей, которые никогда Х не интересовались.
Есть поэзия, которая существует: в нескольких не сильно пересекающихся сегментах, сотнях системно пишущих авторов, десятках журналов, книжных изданий, в международных фестивалях, съездах переводчиков, уличных чтениях и флешмобах, академии и т.д.
Она жива в том смысле, что вы можете самостоятельно придти на чтения и убедиться, что там есть живые люди, они пишут стихи, получают признание, и тянут вперёд нечто, что можно назвать литературным процессом. Существует также достаточно материалов, обозревающих эту среду в самых общих чертах — вот, к примеру, статья Игоря Гулина в "Коммерсанте" или недавнее интервью Дмитрия Кузьмина.
И есть поэзия инструментализированного мифа, в котором современная поэзия не является поэзией потому что не совпадает с инструментализированным мифом о поэзии 19-го века, придуманным в реакционные 1930-е из нелитературных соображений.
Она не мертва потому что она никогда не рождалась. Она продолжает существовать усилиями людей, нашедших ей применение, и безволием тех, кому нормально не вырастать из школьных формулировок: тема судьбы, тема лишнего человека, тема родины, наше всё.
Это здорово. Проблема с той версией поэзии, которая описывается в мифах про мёртвое то и это — в том, что она и не годится ни для чего другого. Её нельзя бросить в окно так, что окно разобьётся — о ней даже сформулировать ничего такого нельзя.
Но вместо неё в 21-м веке есть много разной, многогранной, не следующей ничему одному поэзии. Сопротивляющейся редукции до чистой эстетики или чистого утилитаризма. Занятой собственными проблемами.
Она жива в том смысле, что она реальна.
Она также жива в том смысле, что случайный человек безо всякого литературного интереса может столкнуться с ней неожиданно, как с диким животным, на его территории и неясных условиях — и эта встреча может изменить его жизнь.