«Если бы мои родители узнали, что я ЭТО читаю, они бы 100% расстроились», - поделилась впечатлениями подруга после прочтения «Сатирикона» Петрония.
Действительно, гомосексуальные связи в античную эпоху были вполне нормальным явлением. Чего стоит цитата из платоновского «Пира»: «Итак, каждый из нас половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину. Мужчины, представляющие собой одну из частей того двуполого прежде существа, которое называлось андрогином, охочи до женщин, и блудодеи в большинстве своем принадлежат именно к этой породе, а женщины такого происхождения падки до мужчин и распутны. Женщины же, представляющие собой половинку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины, и лесбиянки принадлежат именно к этой породе. Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому: уже в детстве, будучи дольками существа мужского пола, они любят мужчин, и им нравится лежать и обниматься с мужчинами. Это самые лучшие из мальчиков и из юношей, ибо они от природы самые мужественные».
Однако рассматривать мнения античных философов о женщинах через призму личных предпочтений - не самый хороший вариант. С рациональной точки зрения, лучше вспомнить в целом об историческом контексте и обратиться к высказываниям как к фактам определенной эпохи.
Есть два варианта изучения литературы: с одной стороны, биография автора обособляется от написанных им трудов (такие произведения можно читать, не обладая глубокими знаниями судебных перипетий создателя); с другой, биография подлежит обязательному изучению, поскольку оказывает непосредственное влияние на работу автора с текстом (как правило, здесь принято говорить о поэтах серебряного века русской литературы: Маяковский, Цветаева, Ахматова и т.д., в стихотворениях которых авторское «я» неотделимо от внутреннего мира лирического героя). Высказывания античных творцов принадлежат скорее к первой категории, нежели ко второй. Хотя, знание факта нетрадиционной ориентации того или иного автора и может несколько трансформировать восприятие его трудов с читательской стороны, но это не должно становится правилом, в котором есть исключения.