Есть две разные ситуации. Взрослый человек может делать всё, что угодно. У взрослого человека сформирована рефракция, и влияния на неё не будет. Где-то с 25 лет можно читать при каком угодно свете: у вас не разовьётся от этого ни дальнозоркость, ни близорукость. Единственное исключение из этого правила, когда достоверно можно навредить себе из-за чтения при тусклом свете, это закрытоугольная глаукома. Тогда корень радужки может зажать угол, из которого оттекает влага из глаза. В результате резко повышается внутриглазное давление, возникает очень сильная боль, рвота, кто-то говорит, что у него болит пол-лица. Люди обращаются в скорую. Если человек находится в темноте, зрачок расширяется, и это повышает риск того, что возникнет приступ. До первого такого случая вы, скорее всего, не сможете понять, что у вас закрытоугольная глаукома. Тех, кому уже диагностировали это заболевание, мы предупреждаем: в темноте не надо работать, читать, есть мороженое. Темно — всё, ложитесь спать.
А вот у детей любая зрительная нагрузка в некомфортных условиях может привести к возникновению или прогрессированию близорукости. Никто не знает за счёт чего. Но чем больше зрительных нагрузок, тем больше вероятность, что у ребёнка разовьётся близорукость. Скорее всего, это связано с тем, что, когда ребёнок читает книгу, он фокусируется на буквах, глаз «думает», что это нормально, это и есть даль, и начинает приспосабливаться, расти, а вместе с ним растёт и близорукость.
Логично предположить, что чтение при плохом освещении способствует развитию близорукости. Есть разные уровни зрительного внимания. Когда ребёнок смотрит мультфильм, он может отвлекаться, слушать голоса героев, не напрягать глаза. Когда он играет в компьютерную игру, у него напряжение очень сильное, потому что, если он отвернётся, компьютерные фашисты из игры его убьют. А когда ребёнок читает книгу при плохом освещении, он больше внимания уделяет каждой букве, чем это бывает при хорошем освещении, то есть больше напрягается, что, соответственно, может привести к близорукости.