Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Правда ли, что в Скандинавии фильм не пускают в прокат, если он не проходит феминистский тест?

ОбществоКино+3
Anastasia Karimova
  · 20,1 K
Журналистка, собкор ЪФМ в Испании, феминистка  · 14 янв 2016

Короткий ответ - разумеется, неправда.

Насколько я понимаю, речь идет о тесте Бехдель. Слово "тест" в названии на самом деле не вполне корректное - речь скорее идет о простой проверке. Чтобы пройти тест Бехдель, фильм должен соответствовать трем простым критериям:

  1. Иметь как минимум двоих персонажей женского пола (иногда выдвигается дополнительный критерий - персонажи должны иметь имя),

  2. которые разговаривают друг с другом...

  3. ...о чем-то, помимо мужчины.

Тест этот назван по имени художницы-автора комиксов Элисон Бехдель. Она сформулировала эти правила в одном из своих комиксов в 1985 году. Тест иногда также называют "Бехдель-Уоллас", так как Бехдель благодарит за идею свою подругу, каратистку Лиз Уоллас. А та, в свою очередь, ссылается на труды Вирджинии Вулф.

Но достаточно истории, вернемся к тесту. Я много раз видела, как люди возмущаются существованием теста Бехдель со словами "да зачем хорошему фильму какие-то разговаривающие телки".

Претензия эта совершенно несостоятельна. Во-первых, тест Бехдель не является нигде официальным законом и предназначен в основном для самостоятельного использования. Никто ни в одной из стран мира не запретит фильм, потому что тот не проходит тест Бехдель. А вот зрители могут выбрать не идти на такой фильм.

Почему не идти? Потому что (и это во-вторых), если фильм не о мужской тюрьме и в нем больше 5 человек, но при этом он не проходит такой простейший тест, как Бехдель, - то в большинстве случаев это значит, что фильм существенно искажает реальность. Потому что в настоящем мире женщин 50% от населения, мы везде, у нас есть имена, мы разговариваем друг с другом и в 90% случаев не о мужчинах. Помимо мужчин, мы разговариваем о политике, об учебе, о проблемах, о котах, о научной фантастике, о Пушкине (ладно, Пушкин мужчина) и так далее.

Если само наличие такого теста кажется вам излишним - вот немного статистики: согласно исследованиям, в самых кассовых американских фильмах с 1950 по 2006 год на один женский персонаж приходилось по два мужских (в жизни, напомню, соотношение примерно 1:1). При этом женщины в кино оказываются задействованы в постельных сценах в два раза чаще мужчин. Согласно другому исследованию, проведенному в 2014 году, среди 120 фильмов, выпущенных с 2010 по 2013 год, только 31% героев с именем были женщинами, и лишь в 23% фильмов женщина была протагонистом.

Еще раз подчеркну: так как в реальной жизни женщин не 30% населения, а также каждая женщина - протагонист собственной жизни, такое представление девушек в кино является очевидным перекосом. И тест Бехдель - не лимит, а всего лишь своеобразный градусник, инструмент для оценки текущей ситуации.

Для примера, вот список фильмов, которые проходят тест Бехдель: "Ультраамериканцы", "Мстители: Эра Альтрона", "Багровый пик", "Омерзительная восьмерка", "Безумный Макс: Дорога Ярости", "Криминальное чтиво" и многие другие. Полный список можно посмотреть здесь: bechdeltest.com В базе данных сайта свыше 6000 фильмов (и 57,7% проходят тест Бехдель).

p.s. разумеется, фильм может быть хорошим и при этом не проходить тест - как, например, "Бешеные псы" Квентина Тарантино (справедливости ради, из фильмов Квентина только два не проходят тест, зато почти в половине - женщины главные героини).

А может фильмы не проходящие Бехтеля менее опрессивны и унизительны по отношению к женщинам чем современная... Читать дальше

Уважаемый Нарек, цитату, пожалуйста, в который я говорю, что фильмы, не проходящие Бехдель, - "опрессивны и унизительны по отношению к женщинам"

"если фильм не о мужской тюрьме и в нем больше 5 человек, но при этом он не проходит такой простейший тест, как Бехдель, - то в большинстве случаев это значит, что фильм существенно искажает реальность."

А что плохого в искажении реальности в фильме? А если он про Бетмена?

И чтобы его пройти, достаточно не держать женщин за дур.

Какая связь между художественным произведением и тем, что "женщин держат за дур?"

Кто держит?

Автор (-ка)?

Павел Тихонов, а что в моём ответе навело вас на мысль, что я держу женщин за дур?

уважаемая Дарья, пожалуйста, не придуривайтесь. вы очевидно умный человек, проблема интересная и важная. давайте обсуждать по сути, а не соревноваться в остроумии и лингвистической гимнастике с целью победы в споре любым путем.

Я бы ещё добавила, что главная ценность теста Бехдель - не художественная оценка, а статистическая. Один хороший фильм не прошёл тест - ничего страшного. Два не прошли, три, четыре, десять, сто — уже есть о чём задуматься.

Дарья, ещё раз, кто держит женщин за дур?

Статистика - интересная вещь. Особенно "ложная корреляция". Если взять в расчёт жанры, очень популярные в период с 1950 до 2006 (боевики/ фильмы про войну), то соотношение 1 к 2 вполне очевидно объясняется. Или в фильмах про войну соотношение женских и мужских персонажей должно быть 1 к 1? "при том в 23% фильмов они были протагонистами" - круто звучит, но вот предыдущая фраза про 31% женских персонажей полностью делает несущественным этот момент. Или проблема в том, что женский персонаж редко бывает антагонистом?

Уж если и обращаться к статистике - делать это нужно правильно, потому что и между количеством пиратов и озоновых дыр есть зависимость

И еще. "При этом женщины в кино оказываются задействованы в постельных сценах в два раза чаще мужчин". Тут нужно уточнить или как-то поменять фразу, потому что следуя из вышесказанного соотношения "1 женский персонаж к 2 мужским", не видно никакой странности

Антон - почему странности не видно? Женщин в два раза меньше, но их в два раза чаще используют для постельных сцен. У зрителей создаётся связка: женщина только и делает, что занимается сексом. Таким образом, реальность искажается ещё раз. Ну это как если бы, например, показывали бы женщин в два раза чаще в роли учёных, или в роли менеджеров - получилось бы такое же искажение реальности ;)

И про корреляцию с популярными жанрами - как это ни странно, подавляющее большинство мелодрам и лёгких комедий тест Бедхель тоже не проходят (ну не разговаривают там женщины друг с другом, или говорят о мужчинах). А про боевики - женщин можно иуда прекрасно вписать; Вам уже написали про Тарантино, как пример

Дария (Дарья?), спасибо большое за прекрасный ответ, хочу только уточнить, что ее фамилия все-таки звучит как Бекдель.

Катя, большое спасибо вам! Да, я обратила на это внимание во время поиска информации. Но по итогу долгих раздумий решила, что как-то этот тест уже прижился как Бехдель, и решила придерживаться такой орфографии.

Подойти и сказать - Привет! Это я. Да, я очень изменился, поэтому ты делаешь вид, что не узнаешь меня.

1) Художественное кино не должно отражать реальность. Реальность должно отражать документальное кино. 

2) Художественное кино должно рассказывать интересные истории. Для этого женщины беседующие о котах абсолютно необязательны. Критерий один-интересно\не интересно смотреть. 

Всё.

При этом женщины в кино оказываются задействованы в постельных сценах в два раза чаще мужчин.

Вот этот момент я не понял. На одного мужчину в постельных сценах приходится по две женщины? Или под постельными сценами здесь подразумеваются в том числе сцены просто лежания в постели?

Михаил, с языка сдернул.