Для начала надо определиться с тем, что мы понимаем под отклоняющимся поведением. Понятие нормы достаточно абстрактно и, в общем, недостижимо, поэтому поведение каждого из нас от этой условной нормы отклоняется.
Я бы сказал, что ключевой момент здесь в том, наносит ли «ненормальное» поведение вред самому подростку или окружающим, или нет. При этом вред тоже сто́ит понимать не просто как некоторое неудобство, а именно как нечто, угрожающее жизни или здоровью ребёнка или окружающих. Например, перекрашивание волос в яркий цвет или пирсинг в неожиданных местах не наносит вред (разве что консервативному мировоззрению старших). Употребление психоактивных веществ — наносит. Привожу именно эти примеры, потому что неоднократно слышал от представителей старших поколений необоснованную связку внешнего вида, способа самовыражения, и зависимостей. К счастью, в реальности всё по-другому.
В подростковом возрасте человек познаёт мир и себя. Познаёт прежде всего через эксперименты. И отбирая у него возможность экспериментирования, мы можем отобрать у него и те ошибки, на которых он сможет научиться, приобрести полезный опыт.
Другое дело — что в силу как раз отсутствия собственного опыта подростку бывает сложно понять, где заканчивается позволительная грань экспериментирования: он ещё не всегда может взвесить все риски. Задача взрослого здесь — не «бороться» с каким-то поведением (чем большее сопротивление чувствует подросток, тем сильнее ему хочется сопротивляться), а создать такую доверительную атмосферу, где подросток сможет делиться своими переживаниями, и запрашивать совет, помощь и поддержку в своём знакомстве с миром: без осуждения, но с принятием и заботой.
«Бороться « совершенно не будет никакой необходимости, если заниматься ВОСПИТАНИЕМ (не СОДЕРЖАНИЕМ!) ребёнка на своем ЛИЧНОМ позитивном примере - чтение книг, музыка, спорт, дисциплина и самоорганизация! У меня 4 сына - никаких проблем!