Мой ответ, вполне вероятно, будет и не интересный и не по теме.
Я считаю, что про Артема Исхакова сейчас ничего невозможно сказать, кроме фактического описания того, что произошло - убийство, надругательство, послание в ВК, самоубийство. И при этом я считаю, что сейчас не просто невозможно, но и не нужно чего бы то ни было про него говорить большее.
К сожалению, поступок молодого человека - не такая уж большая редкость ни для нашей страны, ни вообще. Такого рода истории происходят постоянно, бытовое насилие - часть нашей жизни и то, что оно не прорывается в наш собственный мир не наша заслуга, а зачастую просто действие случая. Мы каждый день выигрываем в лотерею, не сталкиваясь с таким ультранасилием (вернее правильно сказать, что те, кто с ним сталкиваются, выигрывают в эту печальную лотерею), но эта лотерея разыгрывается каждый день, каждую минуту кто-то вытягивает "проигрышный билет". История Артема от других жестоких бытовух отличается всего двумя вещами - возрастом участников (к тому, что друг друга режут 40-летние бухие мужики мы как-то привыкли) и его публикацией в ВК.
Для всех моих дальнейших рассуждений важен этот первый факт (а будет их в тексте два): это убийство - регулярная, постоянная история, они происходят если не каждый день, то каждую неделю. То есть видавшего виды оперативника-следователя сам факт убийства не удивит, может, он покивает головой узнав о возрасте погибших (и, будем надеяться, дома покрепче обнимет свою дочь или сына) да поворчит на излишнее внимание прессы. Но рутинно опишет и подошьет, сфотографирует и отпишется наверх, и закроет дело, как закрывал до этого не одно и не два. Артем Исхаков даже не серийный убийца (да и серийными убийцами нас тоже особенно не удивить), просто убийца - бессмысленный, отчаянный, тяжелый.
Может быть, получится дать ответ на вопрос о том, кто такой, зачем и что именно сделал Артем Исхаков в процессе посмертной экспертизы. Следователи и эксперты опросят людей, которые знали его лично, поднимут истории болезни, изучат принимаемые им лекарства, опросят родителей и психологов, преподавателей и друзей и сложат это в какую-то понятную картину. Быть может, это будет логичный ответ на заданный в теме вопрос, но скорее всего объяснение будет очень общим и неудовлетворяющим никого (кроме того самого следователя-оперативника, который закроет подошьет результаты экспертизы в папочку и спустит в архив) и в конце концов сведется к той самой формуле - почему убил? да потому что мог.
Ни в одно более менее понятное нам расстройство такое поведение не вписывается. Его не объяснить ни депрессией, ни расстройством личности, ни психозом, потому что людей с этими диагнозами великие множества, но убивают из них малые доли. Не стоит нам - психологам и психиатрам в интернет этот вопрос задавать - задавать его нужно экспертам с доступом к информации, возможности хоть на чем-то основывать свои выводы. И опять же - их ответ запросто может никого не удовлетворить. Именно поэтому я сам себе на этот вопрос запретил отвечать.
Важно другое - важно то, как мы с вами переживаем эти события. Уникальность поступка Артема Исхакова не в том, что он совершил убийство, а в том, что он его описал в ВК, подарил его нам. То, что должен был бы увидеть бывалый оперативник, то что должно было стать чудовищной трагедией двух семей и пары десятков друзей, стало фактом нашей жизни, событием нашей повседневности, вызвав таким образом, вопросы и реакции.
Я не буду их перечислять, эти реакции очевидны, ими заполнены ленты соцсетей и статьи СМИ. Не буду и морализировать, кого-то в чем-то обвиняя. Мне кажется, что есть единственная здоровая немедленная реакция на такие события в обществе - молчание и сочувствие. В сотнях злых комментариев, десятках статей со смакованием подробностей, попытках скороспелой аналитики можно обнаружить что угодно, но не трезвый и беспристрастный анализ. К сожалению, зачастую эти трагедии (от московского стрелка в школе и псковской пары до собственно Артема Исхакова или недавних школьных побоищ) становятся просто поводом, чтобы высказаться о том, о чем давным давно думалось или о том, чего давным давно боялось или о том, что давным давно болело. Эти высказывания (от самых мерзких до самых будто бы все на места расставляющих) лишь рассуждения на смежную тему, они не про Артема Исхакова и не про Татьяну Страхову, а про наши собственные мысли, страхи и намерения. И даже если эти мысли и намерения чисты и хороши, они не приоткрывают завесы над произошедшим, а порой просто ранят и разъединяют. Сложно ждать чего-то хорошего от трагедий, но тишина и сочувствие семьям и друзьям могли бы объединить и хоть как-то на фоне смертного холода этой трагедии согреть.
И это второй факт, который я обещал: после трагедии мы нуждаемся не в препарировании поступка и личности Артема Исхкаова, а нуждаемся в том, чтобы нас согрели и утешили.
Инными словами - безвольный долбо*б
Я думаю, что важным свидетельством его психического нездоровья служит также упоминание самопорезов.
Таки если почитать рассказы их знакомых, они встречались за пару лет до этого, а после вроде как «расстались друзьями»