Для того, чтобы понять, за что еще можно взяться в этом жанре, следует немного ознакомиться с категориями детективных историй, поскольку не все они живы исключительно Конан Дойлом и По.
Эти граждане входят в жанр классического английского детектива, куда можно отнести и Агату Кристи с ее мисс Марпл и инспектором Эркюлем Пуаро; и Дороти Сэйерс, которая создала лорда Питера Вимси. Классический детектив всегда отличался некоторой консервативностью. Традиционно этот тип повести начинается с убийства, которое нарушает спокойную жизнь людей, принадлежащих к среднему или высшему классу. Потом ведется расследование, которое раскрывает недостатки и слабости всех персонажей. С подробным описанием рассказывается о месте действия, исторической эпохе, ну и всем таком. Детективная повесть, которая ближе всего находится к классическим корням жанра, несет в себе вызов читателю: сможешь ли ты догадаться, кто это сделал, до того, как я тебе скажу?
Со временем детективы пишутся более свободно и классический жанр концентрирует внимание не на самом расследовании преступления, а на личностях главных героев, их взаимоотношениях. Герои чаще всего действуют в выдуманных местах, все становится весьма упрощенным. Тут можно почитать Джеймса Кейна "Почтальон всегда звонит дважды", Колина Декстера, Жоржа Сименона.
Еще один важный жанр - полицейские повести. В центре таких произведений повседневные и не очень дела, которыми занимается целый полицейский участок. С дотошной точностью описывается жизнь и быт полицейских, методы расследования тех или иных преступлений. Поедание пончиков, дежурства и шуточки от коллег - своеобразная атмосфера обеспечена. В этом деле королем считается Эд Макбейн с циклом повестей "Восемьдесят седьмой участок".
Еще есть психологический триллер с элементами детектива. В типичном психологическом триллере читатель наблюдает, как не осознающие ничего персонажи движутся к собственной гибели. И чаще всего имя убийцы\преступника известно заранее, но писатель обращает внимание не на то, кто совершил гадкое дельце, а на то, зачем он это дельце совершил. Сюда относится одно из самых крутых произведений, которые мне доводилось читать - Джон Фаулз "Коллекционер". Еще советуют Томаса Херриса, но я лично до него не дополз.
Помимо этого, детективы делятся на категории по главным героям: частный сыщик (а это уже классический ход со времен английского классического детектива), полицейский участок, сыщик-дилетант и др.
Если посмотреть на то, чем сегодня стал детектив, можно сказать одно: он стал существом свободным от каких-то традиционных правил. Он спокойно идет бок о бок с мистикой, ужасами и другими жанрами. Чаще всего там присутствует тонкая психологическая нить, держащая читателя в напряжении побольше, чем это делает кровавое преступление. Там есть сильные (или сомневающиеся в своей силе) герои со своими внутренними конфликтами, которые зачастую ставятся на первый план произведения.