Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

"Римляне чтили богов покоренных народов" - насколько верно это утверждение? Насколько пантеон Рима на момент распада состоял из чужих богов,не считая Греческих?

Прямая линияИван миролюбов
Sergey Nikiforov
  · 2,3 K
редактор паблика «Римский взгляд», кандидат исторических наук, преподаю историю  · 21 мая 2017  ·
dies_civilis

Во-первых, я бы не стал противопоставлять в данном случае божеств греческого и иных языческих пантеонов, поскольку и те, и другие были для римлян изначально иноземными. То, что римским богам подобраны аналогии в греческом пантеоне, отнюдь не означает тождественность этих пантеонов. Римская языческая религия развивалась своим путем, и наслоение на нее греческих элементов является следствием приобщения Рима к греческой культуре. Во-вторых, я бы несколько иначе сформулировал: римляне часто чтили богов народов, которые инкорпорировались в систему Римского государства. Это было естественно в условиях объемов романизации. Человек, получавший гражданство и становившийся т.о. римлянином, приносил с собой свою культуру, обычаи и, конечно, богов. Самый яркий пример, который мне приходит на память, это кельтское божество Белен (отождествляли с Аполлоном греко-римского пантеона), которое зафиксировано латинскими эпиграфическими памятниками. Например, в I веке до н.э. некий Луций К(урций?) сделал подношение Белену в Аквилее (CIL, I, 3412), а на рубеже III–IV вв. н.э. мы видим, как в честь этого же божества совершают посвящение императоры Диоклетиан и Максимиан (CIL, V, 732). И таких божеств было немало, исчислить их довольно затруднительно, т.к. многие почитались на локальном (провинциальном) уровне, и понадобится изучить огромный массив нумизматики и эпиграфики. Что касается божеств противника, то стоит вспомнить особый обряд призвания (evocatio), когда божество «переманивалось» на сторону римлян. Так, к примеру, Марк Фурий Камилл, осаждая Вейи, «выманивал» Юнону-царицу (у Ливия: Ab urbe condita, V, 21, 3).

Следовательно можно сказать, что любых богов римляне "ассимилировали" через призму своего мышления? И чтили уже не... Читать дальше

Вряд ли могу дать конкретный ответ на все эти вопросы, т.к. каждый из них – тема диссертационного исследования. Обстоятельства почитания тех или иных иноземных божеств нужно рассматривать в текстах (упоминаний много), а затем сравнивать с практикой почитания в тех местах, откуда эти божества «прибыли» в Рим / Римское государство (здесь уже может недоставать нарративных источников). Стоит отметить, впрочем, что в отношении практики почитания некоторых божеств авторы акцентируют внимание на иноземных обычаях (которые могли казаться им или их источникам несколько необычными), так что, вероятно, вместе с божеством заимствовалась и какая-то практика его почитания.

Напишите не менее блестящий ответ!

"Что касается божеств противника, то стоит вспомнить особый обряд призвания (evocatio), когда божество «переманивалось» на сторону римлян."
Вот это, видимо, самое главное. Перед началом войны договаривались с чужим богом, что его будут почитать в Риме для того, чтобы этот бог не помогал противнику.
Специалист общепита.  · 9 февр 2022
Фрагмент статьи о боге одного покоренного народа, ставшим со временем основным культом в Риме. Юлий Цезарь, Октавиан Август и бог Митра В истории, в политическом её секторе, есть загвоздка, обойти которую удаётся редко кому. Но кое-кому всё-таки удаётся. К примеру, Юлию Цезарю и Октавиану Августу. Оба они были Первосвященниками, причём настоящими, неподдельными, ― как... Читать далее