С чем связана популярность, то есть откуда массовое желание отвечать на вопросники типа "Узнай, какая ты лошадь" и делиться результатами с окружающими. За такой цепочкой действий стоят, во многом, столетия повседневных тренировок, длительный коллективный опыт дисциплинирования. В социальных науках посла Мишеля Фуко такие техники (узнавание своего "я" через рассказывание о себе) называют "субъективацией".
Чтобы такие техники стали возможными, нужна была, как изначальный фон, "естественная социальность" малых групп, которую изучают символические интеракционисты. Люди еще в детских играх формируют у себя "социальное я", то есть знание о том, как тебя воспринимают другие в твоем окружении, какого поведения от тебя ждут. Кроме того, практика дружбы и приятельства в малых группах состоит, в значительной части, из рассказов другим о своих мыслях и поступках. На "топливе" таких практик в малых группах работают, например, инстаграм и вообще социальные сети.
Дальше история о том, как появляются машины, которая задает вопросы и предлагает делиться результатами.
Первый шаг - появление особого института, который учит людей рассказывать (и затем узнавать что-то новое) о себе в форме "вопрос - ответ". В Европе такой механизм создала христианская церковь с ее практикой регулярной исповеди, построенной как ответы на вопросы священника. Результатом такого спрашивания были, кроме прощения грехов, рекомендации на следующий период между исповедями: что делать, на что обращать внимание. К началу Нового времени (XVII-XVIII века) такая практика стала повсеместной и в католической Европе, и в России.
Вслед за церковью технику спрашивания по вопроснику осваивают, с одной стороны, государство, с другой, его жители. Государственные переписи и анкеты были нужны правительству для его собственных целей, но они же дали людям новый опыт ответов на вопросники и новый способ рассказа о себе (год и место рождения, образование, места работы, место жительства и др.). "Приватизированные" вопросники примерно с XVIII века стали популярной семейной игрой для взрослых, они сохранились до нашего времени в альбомах девочек-школьниц.На этой стадии люди друг друга приучают к опросникам в игре, государство (как и церковь) приучает по-серьезному.
Следующим шагом стали психологические тесты XX века, притягательность которых определялась не только спросом на "познание себя", к этому времени уже устойчивым, но и гарантией объективного результата, которую давал авторитет науки. Некоторые из психологических вопросников (тест Люшера, тест Сонди, F-шкала Адорно) оказались в интернете вместе с "игровыми"; там они в меньшинстве, но важны как "переходное звено" между двумя видами опросов.
Популярные журналы второй половины XX века сделали психологичесекие тесты распространенными, им добавили доступности и, в некоторых случаях, игровую форму типа "Какая ты лошадь". Интернет добавил возможность делиться с окружающими, то есть черту дружеского общения, которая была в анкетах XVIII-XIX веков, но выпала из журнальных тестов XX века. Дальше оставалось только "монетизировать" технологию.