Я ненавижу книги о саморазвитии. И вот почему.
В современном обществе нельзя закончить учиться. Первым образованием люди часто недовольны, получают второе, а иногда и третье, ходят на курсы, записываются на онлайн-семинары, погружаются в мир TED или Coursera. При этом не совсем ясно, кто это такой – образованный человек и зачем нам постоянно делать себя лучше.
Датский психолог Свен Бринкман в книге «Конец эпохи self-help. Как перестать себя совершенствовать» указывает одну из причин такого поведения: все мы сегодня принадлежим «культуре скорости». Большая часть предметов, которые окружают человека, меняется быстрее, чем он. Мобильные телефоны, законы, правила общения. Одна из повседневных задач и проблем – не отстать от этих изменений. Социологи описывают наше время как «текучую современность». Выживание в ней зависит от двух навыков: умения меняться и возможности быть всегда современным.
Культура ускорения
Свен Бринкман в своем исследовании критикует индустрию саморазвития, построенную на культуре постоянного ускорения. По иронии судьбы, чтобы развенчать тысячи книг о личностном росте и армию коучей, он написал, по сути, еще одну книгу, которая учит жить. Психолог находит в трудах греческих стоиков опору для современного человека, не успевающего за своим временем.
Скорость становится важнее качества работы. Симптоматично появление в продаже сканера для чтения Spritz, который выбирает из строки ключевое слово и быстро показывает его вам, формально увеличивая скорость чтения с «250 слов в минуту до 500–600». Скорость выполнения задачи становится важнее самой задачи. Казалось бы, техника позволяет нам экономить время, но при этом мы начинаем переживать, что сэкономленного времени все равно не хватит на те дела, которые мы успели набрать в попытке увеличить работоспособность.
Зависимость от скорости чаще всего возникает в мегаполисах, когда вокруг человека постоянно происходят события, от которых не хочется отставать. Модно и лестно ходить после работы на лекции, смотреть обучающие ролики, постоянно доучиваться. Дополнительное образование появилось вместе с ощущением собственной недостаточности, неготовности к этому миру. В России это обусловлено тем, что образование часто никак не связано с будущей профессией. Многие выпускники сталкиваются с тем, что их образование оказалось почти не нужно на рынке труда. Они стараются сделать выбор еще раз, более осознанно.
Кто виноват?
Один из принципов вечного саморазвития – уверенность в том, что все зависит от тебя. Исходя из этого, указывает Бринкман, считается, что счастье человека зависит не от внешних факторов (социально-экономическое положение и так далее), а от внутренних. Следовательно, вы сами виноваты, если несчастливы. На культе себя построена и механика в индустрии саморазвития. Людям, особенно молодежи, говорят, что у них есть все возможности на свете. Многие принимают это за чистую монету и винят себя в случае неудачи. «Неудивительно, что сегодня многие жаждут получить какой-нибудь психиатрический диагноз, который снимет с них вину за личные неудачи», – резюмирует Бринкман.
Он предлагает бороться с этим с помощью «программы добровольного дискомфорта» – концепции современного философа-стоика Уильяма Ирвина. Эта программа основана на привыкании к мысли, что в жизни периодически происходят неприятности, и это нормально.
Эмоциональный капитализм
Один из самых востребованных товаров в «культуре ускорения» – эмоции. Требования предъявляются не только к своим, но и к эмоциям окружающих. Например, пассажиры самолета хотят, чтобы стюардессы улыбались им искренне, а не по рабочей надобности. Запрос на подлинные эмоции в повседневной жизни в магазине или автобусе историк Ричард Сеннет называет «тиранией интимности». Если ты не можешь проявить эмоции, когда их от тебя требуют, это считается странным. Бринкман приходит к вполне очевидному выводу: в погоне за всем миром мы становимся все более неуверенными и доверяемся армии «психотерапевтов, экспертов по саморазвитию и консультантов по позитивному мышлению».
Опаснее книг по саморазвитию только биографии. История жизни известного человека чаще всего прочитывается нами как история успеха и дает иллюзию самоконтроля. Стив Джобс построил свою империю, значит, и я могу поставить такую цель. Бринкман предлагает вместо биографий читать качественные художественные романы, в них можно найти более интересные техники для работы над собой и постройки внутреннего мира. Можно указать и еще одну важную функцию романов – они мотивируют нас размышлять о прошлом, в то время как «культура ускорения» поглощена настоящим и будущим.
Фактически книги по саморазвитию часто бесполезны, как минимум потому, что на рынок постоянно выбрасывают сотни таких инструкций. Если бы предыдущие сработали, в них не было бы нужды. Читатель сталкивается с «парадоксом здоровья»: чем тщательнее мы себя улучшаем, тем больше проблем в себе находим. Часто фантомных.
Что еще почитать
Психолог Тед Зефф рассказывает, с какими сложностями на работе сталкиваются сверхчувствительные люди, и дает советы, как сделать обстановку оптимальной.