Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Сложно ли быть литературным критиком в стране с грандиозной классической литературой и слабой современной?

ИнтервьюГалина юзефович
Денис Крахмалёв
  · 1,7 K
литературный критик  · 1 апр 2017

Мне всегда больно об этом говорить, потому что у меня действительно есть некоторые претензии к современной русской литературе. Ее мало, и она очень однообразна. И, пожалуй, я готова согласиться с точкой зрения, что в русской литературе бывали времена и лучше, причем совсем недавно. Еще каких-то десять лет назад было много русских книг, которые волновали, будоражили. Их хотелось обсуждать, они были на острие. А сегодня моим коллегам, которые пишут литературные обзоры раз в две недели, сложно набрать нужное количество хороших новинок.

Сложно ли быть критиком в этой ситуации? И да, и нет. Нет – потому что никто не сказал, что критик должен писать только про русскую литературу или только про художественную литературу. К счастью, в мире большое разнообразие книг. Но сложность состоит в том, что нам теперь часто приходится оправдываться. Потому что у людей есть очень стойкая убежденность в том, что старое лучше, чем новое. Это касается не только русской литературы, но и литературы вообще. И в этом смысле мы абсолютно как древние римляне, у которых слово «новус» было ругательством. Они говорили: «Новый – это плохой». Значит, хороший – это старый.

То же происходит и с нами сейчас: каждый нормальный читатель подходит к любой современной книжке с вопросом: «Что, Гоголь новый народился?» - и предпочитает не тратить свое время на то, что не является «новым Гоголем». Поэтому некоторая сложность заключается в том, что все время приходится объяснять, почему ты занимаешься не Гоголем, Скоттом Фицджеральдом или, на худой конец, Стейнбеком, а какой-то чепухой вроде современной литературы. Новая литература по определению в широком сознании проигрывает литературе старой.

Последние пару лет я безостановочно думаю, с чем связано такое ухудшение ситуации. И у меня есть несколько гипотез на этот счет. Первая состоит в том, что люди, которые пишут книги, уже не надеются на этом обогатиться. Нет, писатели, в целом, люди не корыстолюбивые. Но ведь еще относительно недавно было время, когда литература приносила хотя бы славу. Понятно, что писатель не может прославиться, как рэпер Тимати. Но он мог получить довольно громкую известность, которую потом можно было капитализировать в какой-то другой области. А сейчас возможности прославиться с помощью литературы практически нет. Я не могу вспомнить людей, которые написали роман и стали известными. Потому что нормальный тираж книжки – это три тысячи экземпляров. Десять тысяч экземпляров – уже бестселлер.

Поэтому желающих заниматься этим тяжелым, болезненным и неприятным занятием становится все меньше. И я не понимаю, что нужно сделать для того, чтобы разомкнуть этот порочный круг. Поэтому я всегда хожу и, как уличный попрошайка, всех уговариваю читать современную русскую литературу. Если мы их не будем читать, их больше не будет, они вымрут. А я все еще хочу читать современные русские книги, и думаю, что не одна такая на свете.

Галина, спасибо большое за ответ!!!!!

Бывший филолог, ныне переводчик. Люблю котят  · 27 мар 2017

Тот, кто пишет о "слабой современной" литературе, вообще не имеет понятия, что с ней происходит. Жаль, что внимание Галины отвлекается на такие "вопросы".

А теперь посмотрите интервью и то, что сама Галина по поводу этого говорит. Вам понравится