Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Сознание определяет бытие или бытие определяет сознание?

ФилософияНаука
Кристина Ульянова
  · 79,0 K
На Кью задали 4 похожих вопроса
Разбираюсь в темах - политология, социология, история. Увлекаюсь как любитель - история...  · 28 нояб 2019

Этот вопрос ставился и разрешался обычно в классической философии Просвещения (я имею в виду именно немецкую философию кон. ХVIII- ХIXвв. - И. Фихте, И. Канта, Ф. Шеллинга, Ф. Гегеля, К. Маркса, Л. Фейербах) с точки зрения того, что под "сознанием" понималась абстрактная Идея или логически отвлеченный Дух, а под "бытием" - материальный мир. Отсюда возникло три школы - философского субъективного идеализма (И. Фихте, И. Кант), которое из сознания человека из его "Я" выводило логическим путем существование "Не-Я", то есть мира и познание земного субъекта ставило на первое место, вторая точка зрения - это объективный идеализм (Ф. Шеллинг, Ф. Гегель), который считал, что существует некое общемировое "сознание" в виде абстрактной Идеи, Духа, из которого логико-диалектическим путём выводится существование бытия (материи). И наконец, третья школа - материализм (Л. Фейербах, К. Маркс), которые считали, что бытие является вечной субстанцией (материя), а сознание отражает эту материю, это бытие (см. потом теория "активного отражения"), выводится из него. То есть по сути тут даже две школы, если чуть упростить - идеалистического монизма (всё есть Дух, всё есть Сознание или производные от них, то есть бытие простая производная, содержащая в себе тот же дух) и материалистического монизма (всё есть бытие, то есть материя, которая производит любое сознание, а сознание является организованной материи). В рамках и первой, и второй точки зрения философски и логически уничтожается противоположное начало. У объективных идеалистов это не было так сильно выражено, но по сути все они не могли вразумительно объяснить как идея переходит в материю и как она может являться основой материи. У материалистов была проблема противоположная, они не могли объяснить как из материи вытекает сознание (т.к. наличие сознания у человека невозможно было отрицать). Сначала материалисты считали, что мысль просто порождается мозгом как некое материальное выделение. Потом оказалось, что никаких материальных мыслей в мозгу нет. Тогда они стали считать, что мысль - это функция мозга. Но и тут возникали проблемы. Материалисты ссылались на то, что если мозг повредить, то мышление нарушается, а следовательно мозг предшествует сознанию и души (как идеального начала независимого от мозга) нет. Оказалось однако, что верно и обратное - тяжелые психические заболевания....повреждают мозг (под воздействием неправильного мышления формируются патологические нейронные сети, которые меняют структуру мозга. Так если человек заболел неорганической шизофренией и долго в течении лет 10 не лечился, то его мозг по структуре будет напоминать мозг шизофреника органического, у которого шизофрения есть следствие генетических наследственных факторов).

Противоречие снимается в рамках религиозного теизма, который обычно путают с объективным идеализмом. В нём Бог по сути стоит выше и сознания (идеи) и материи (бытия). Бог как абсолютное Бытие и абсолютное Сознание является сверх-организующим принципом и творит материальное бытие  и является источником идеального бытия. И то, и другое бытие (идея и материя) не порождают друг друга, но порождены сверх-тварным Богом, о котором нельзя сказать ни то ,что Он "идея" (которая осознает себя лишь в развитии), ни то, что Он - "материя" (т.к. материя такого не предполагает).

А пантеизм Вы куда отнесёте? К последнему? Или отдельно?

Пантеизм и есть полный религиозный аналог объективного идеализма в философии. В нём идеальная основа и материальный мир или совпадают или же не различаются субстанционально. Возьмите, например философский рационализм Бенедикта Спинозы - он наиболее близок к чистому пантеизму с его natura naturans (природа производящая) и natura naturata (природа произведенная). Но это, так сказать "статическая" форма. Динамическую же мы видим у Ф. Гегеля, к примеру, в которой Абсолютный Разум имеет в себе Абсолютную Идею, которая есть его инобытие и которая диалектически разворачивается в материальном бытии и сознает себя только в высшем своем воплощении в государстве особого типа. У К. Г. Юнга "самость" - это есть плод саморазвития Абсолютного и возникает лишь в человеке и там же осознает себя (в глубинах сознания), а само по себе Абсолютное - бессознательно. То есть любой идеализм, что рационалистический (у Спинозы), что диалектический (у Гегеля или у Юнга) воспринимает Бога как принцип, идею, "производящую природу", Бог там именуется очень высокопарно, но Он 1) не личность, 2) не отличим от того, что производит, а в диалектическом идеализме Он еще и сам себя не осознаёт. Так получается полный абсурд  - есть некое всемогущее Нечто, некая Идея, которая порождает/производит мир. Но сама она себя не познает или познает себя только в нас. Как говорил С. Верховенский в романе "Бесы" Ф.М. Достоевского - "Я Бога признаю, но давайте различать, я признаю Его как существо, Себя лишь во мне познающее". А уже сын С. Верховенского П. Верховенский переходит к полному нигилизму и атеизму. Да и невозможно долго верить в такой абсурд. Ведь нам предлагается поверить ,что идея сама может быть субъектом и что-то производить! Но подумайте сами, и увидите, что из идеи предмета никакой предмет без волящего действия субъекта вы не выведете. Скажем у нас есть идея стола. Сколько мы не будем представлять себе стол в уме, он у нас в реальности не появится, пока мы не произведем действие. Или у нас есть идея числа, скажем единицы. Если у нас не будет реальных предметов, к которым приложить идею числа, то она будет абсолютно бесплодна. Поэтому и над идеей (мысленной формой) и над материей (реальным материалом) стоит субъект (чтобы получить стол  реальности, мы, грубо говоря, берем идею стола, идём, рубим дерево, пилим его на части и из частей делаем себе стол). И поэтому "сознание" в формуле "бытие или сознание" - не решает вопроса. Какое сознание? Сознание субъекта, то есть самосознание? Или вообще сознание как некая идея? Сознание как идея - это то, за что К. Маркс справедливо упрекал объективных идеалистов. Бог как идея и только идея (не субъект) есть чистый вымысел теоретического разума. Но К. Маркс и на религию монотеистов распространил этот подход, ошибочно полагая, что и монотеисты от объективных идеалистов ничем не отличаются. А они отличаются. Бог монотеистов - Субъект, в которое сознание есть не только идея, а Самосознание, Самотождественность, как и человек у монотеистов - это единство его познавательных, чувственных и волевых способностей. Разница между Богом и человеком в том, что человек берет идеи из действительности и материал для создания вещи тоже из действительности (из материального бытия), а Богу это не нужно, он содержит в себе бесконечное количество идей, а для приведения их в реальность в материи не нуждается, напротив, в Нём любая идея материализуется "из ничего". Но и там и там, мы видим субъекта, производящий принцип, который стоит над идеей и материей. Это третий принцип, принцип само-субъектности, само-сознания. Самосознание стоит как волящий принцип над идеей, оформляя её материально. Из идей самосознание вывести нельзя (попробуйте на досуге воспринять себя самого как отвлеченную идею себя и поймете, что из такой отвлеченной идеи вы не можете вывести реально данного вам опыта самоотождествления). То же и с идеей Бога. Она может существовать, но в отрыве от Субъекта, она является Его слабой отраженной тенью. И мы можем, не отрицая существование Бога иметь неверную Его идею в своем разуме - отсюда и все заблуждения религиозных людей, отсюда и множество реально существующих религий. Отсюда монотеизм и противопоставил принципу познания Бога разумом, прежде всего Откровение Божества людям. То есть монотеизм стал утверждать, что Бог сам открывает нам себя - в пророчествах, в священных книгах, т.к. иначе мы не можем иметь у себя правильную идею Бога. А христианство как высшая форма монотеизма, еще и добавило сюда то, что Бог сам может воплотиться и вочеловечиться и довести свое Откровение до максимума, лично передав людям знание о Себе. И не просто может, но и сделал (Иисус Христос). Поэтому философский пантеизм европейской мысли был движением философии одновременно и назад, и вперед. Вперед - в смысле развития методологии, философских категорий и назад - в смысле осмысления религиозного опыта, религиозной традиции. Всё, что смогли описать европейские мыслители - это.... религиозные мысли чужих для себя традиций - пантеизм, отчасти политеизм. Монотеизм же они чуть ли не высмеяли как абсурд. Ну а затем появился Л. Фейербах и объяснил, что и любовь христиан к Богу - это есть лишь отраженное чувство их любви друг к другу. И все левые последователи Ф. Гегеля приняли это объяснение, т.к. Бога монотеистов они давно отвергли, а Бог пантеистов их уже не удовлетворял, т.к. очевидна стала теоретическая бесплодность объективного идеализма (как формы диалектического рационализма).

Сознание строит новое бытие, как работник, который строит лестницу и поднимается на ее новые ступени. И наш умственный горизонт ограничен той ступенью, на которую смогли подняться. Взгляд отдельных индивидов может проникать дальше, но в массе это обычно нивелируется. Поэтому К.Маркс был прав в том, что общественное бытие определяет сознание людей. Я бы только подчеркнул, что тут имеется в виду массовое и, как правило, господствующее общественное сознание.

Аспирант НИУ РАНХиГС  · 28 авг 2021
Это один из вечных вопросов философии, ответ на который до сих пор дать невозможно. Суть вопроса в том, чтобы определить - мы влияем на бытие, имея сформированные не из бытия основы нашего мировоззрения, или бытие оказывает на нас влияение и формирует наше мирвоззрение. Сложность этого вопроса в том, что тут от значения термина "бытие" как раз и зависит ответ. Если... Читать далее
Преподаю философию. Доктор философских наук. Практикую простую философию. Канал на ЯД "Сок...  · 2 мая 2021  · dzen.ru/igorbon55
Ни один из серьезных философов не занимался этим вопросом. Просто потому, что он безграмотно сформулирован. Вот грамотная формулировка соотнесения "бытия" и "мышления/сознания" у Парменида (а не у университетских доцентов): "бытие и сознание его узнающее - тождественны". Иначе, бытие и сознание являются континуумом. Т.е. они связаны: "бытие-сознание". Бытия нет без... Читать далее
"Сократические беседы"Перейти на zen.yandex.ru/igorbon55

Ну ты и напутал, накрутил. Все в кашу смешал, все термины сначала определил а потом переопределил. И что в результате? Путаница.

Пенсионер предприниматель , верующий, люблю Священные писания и научные статьи.  · 14 апр 2021
Когда младенец находиться в утробе матери, то вот для малыша мир един. Когда младенец появляется на свет, то вот вскоре он обнаруживает, что мир может быть сытым, а может быть голодным, вскоре малыш осознает, что мир может быть теплым, а может быть холодным, а далее мир бывает сухим, а может быть влажным, может быть светлым , а может быть темным, и так далее, и так же... Читать далее
Сознание малыша не "возникает", но дух, которому предназначена эта физическая оболочка для воплощения постепенно... Читать дальше
Пенсионер предприниматель , верующий, люблю Священные писания и научные статьи.  · 31 мар 2021
Бытие и сознание это взаимосвязанные вещи. Это круг замкнутый. Бог говорит." Если у вас есть немного веры, то я дам вам немного знаний по вашей вере, и когда вы получите немного знаний, то вера ваша возрастет, и тогда вы получите еще больше знаний, и вера ваша еще возрастет, и так до тех пор пока Свет ваш не достигнет Света дня полуденного совершенного.То же и с... Читать далее
Специалист в области Недвижимости  · 9 июл 2022
Я так полагаю-что на первичном этапе жизни человеческой-именно бытие определяет сознание, позже, когда человек уже сформировался Как личность -он начинает руководить бытием через сознание!!! Есть исключения из правил такие, как деградация, а не прогресс!!! 
Если бы Бытие определяло сознание, а не наоборот-то мы всё плыли бы по течению, а не регулировали свою жизнь!!!
Первый
люблю математику, уважаю спорт  · 26 нояб 2020

Фраза "чем выше сознание у человека, тем в большей степени оно определяет бытие" неоднозначна. Если под бытием подразумевать комфорт, а под определением бытия - создание комфорта, то с утверждением нельзя согласиться, так как есть весьма осознанные люди, которые живут не в комфортных условиях.

Значит логично под "бытием" понимать не комфорт и не создание его, но нечто другое.

Обыватель широкого профиля  · 3 февр 2017
Если коротко, то я бы сказал, что для того, чтобы сознание начало определять бытие необходим определёные уровень или качество этого самого бытия. Т.е. я бы всё-таки дал бытию главенствующую роль.  Рассуждать о высших (или не очень) материях, экспериментировать с позитивным мышлением и прочими малообоснованными практиками, конечно, никому не запрещается. Но куда приятнее... Читать далее
Поместите бомжа во дворец , и он его быстро превратит в бомжатник ! И наоборот кто-то из шалаша сделает настоящий... Читать дальше
онтология, теософия, Учения Востока в современной интерпретации  · 10 мая 2021
Сознание есть сущность бытия, они неразрывны или суть одно, но как бы "в разной степени утонченности/плотности" планов понимания. Это можно понять по аналогии, например, для современного обывателя сущность любой материи в ее атомистическом строении. Воспринимаемая пятью органами чувств материя является плотной, но сущность ее заключена в тонком атомизме. Для... Читать далее
Социальный аспект. все зависит от моих поступков и слов, а мои поступки и слова от моего сознания, а значит мое бытие зависит от моего сознания и определяет его. В то же время, для моего сознания очень важно то, каким я родился как я воспитывался какое общество меня окружает потому бытие так же определяет мое сознание. Теперь заглянем на это все через материалистическую... Читать далее
Ответы на похожие вопросы
Всё же- сознание определяет бытие или бытие определяет сознание? — 21 ответ, задан 
Сертифицированный коуч (ICF, ICM). Писатель. Помогу найти дело жизни, обрести уверенность...  · 22 сент 2022  · wapp.click/79513201746
Проблема заключается в правомерности самой постановки вопроса.
Мышление не существует и не может существовать само по себе. Не сам мозг мыслит, то есть действует на идеальном плане, а человек, владеющий мозгом, — в своем единстве с внешним миром. Идеальное есть функция человека как субъекта деятельности, которая осуществляется в рамках форм, созданных предшествующим развитием.
Мыслящее тело не может ни изменить мысль, ни повлиять на нее. Это происходит потому, что само его существование как "мыслящего тела" является мышлением. Мышление — это свойство, функция. 
Из черепа мы не достанем ни одного функционального определения мысли. Это объясняется тем, что мысль является функцией внешнего субъективного действия, активно определяемого формами внешних вещей, а не формой тела, мозга.
Когда мы рисуем рукой круг на листе бумаги, наше тело находится в точно таком же состоянии, как и форма круга вне нашего тела, то есть в активном действии (рефлексии) на форму круга.
Таким образом, "Картезианский дуализм" внешнего телесного мира и внутреннего состояния человеческого тела (призрак в машине) лишён оснований.
Найти дело жизни. Уверенность. Самооценка. Самопроектирование. Персональный коучПерейти на t.me/martyncoach
Бытие определяет сознание или сознание определяет бытие? — 3 ответа, задан 
Аспирант НИУ РАНХиГС  · 28 авг 2021
Это один из вечных вопросов философии, ответ на который до сих пор дать невозможно.
Суть вопроса в том, чтобы определить - мы влияем на бытие, имея сформированные не из бытия основы нашего мировоззрения, или бытие оказывает на нас влияение и формирует наше мирвоззрение.
Сложность этого вопроса в том, что тут от значения термина "бытие" как раз и зависит ответ. Если бытие определять глобально, вопрос остается открытым, но объяснить ответ можно тем, что формирование мировоззрения - слишком сложный процесс, чтобы мы могли вывести ключевой фактор - сознание или бытие.
А вот если бытие определять как локальный окружающий мир (что неверно для философии, но часто подразумевается в этом вопросе задающими), то ответ также неясен, но объяснение другое - есть примеры людей, которые полностью соответствуют своему окружению и сформированы под его влиянием, а есть примеры людей, которые из своего окружения вышли, добившись значительных успехов в другой стране, например.
А в современном-то мире сознание определяет бытие или все-таки бытие определяет сознание? — 6 ответов, задан 
Аспирант НИУ РАНХиГС  · 28 авг 2021
Это один из вечных вопросов философии, ответ на который до сих пор дать невозможно.
Суть вопроса в том, чтобы определить - мы влияем на бытие, имея сформированные не из бытия основы нашего мировоззрения, или бытие оказывает на нас влияение и формирует наше мирвоззрение.
Сложность этого вопроса в том, что тут от значения термина "бытие" как раз и зависит ответ. Если бытие определять глобально, вопрос остается открытым, но объяснить ответ можно тем, что формирование мировоззрения - слишком сложный процесс, чтобы мы могли вывести ключевой фактор - сознание или бытие.
А вот если бытие определять как локальный окружающий мир (что неверно для философии, но часто подразумевается в этом вопросе задающими), то ответ также неясен, но объяснение другое - есть примеры людей, которые полностью соответствуют своему окружению и сформированы под его влиянием, а есть примеры людей, которые из своего окружения вышли, добившись значительных успехов в другой стране, например.
А в современном-то мире сознание определяет бытие или все-таки бытие определяет сознание? — 6 ответов, задан 
Преподаю философию. Доктор философских наук. Практикую простую философию. Канал на ЯД "Сок...  · 24 мая 2021  · dzen.ru/igorbon55

Всегда бытие и сознание — единство (континуум). Только важно: язык философии символический (непрямой). Тогда сознание здесь не то, "что в голове", а так и определяется: то, что думает о бытии ("заботится о бытии" Мартин Хайдеггер), а бытие — бытие существующего. Иначе, срез мира, который открывается, когда есть думающий о бытии (философ). Бытие это то, что позволяет осмысленно и продуктивно жить.

"Сократические беседы"Перейти на zen.yandex.ru/igorbon55
Всё же- сознание определяет бытие или бытие определяет сознание? — 21 ответ, задан 
Свободный ученый. Торгую опционами и фьючерсами на ММВБ.  · 28 окт 2021
Это зависит от человека. Если у человека есть цель и воля для достижения цели, то он формирует быте. И соответственно, его сознание формирует бытие.
Если человек не имеет цели или у него нет воли идти к цели, то он подчиняется внешним обстоятельствам и идет за другими людьми. Окружающее его бытие определяет каким будет его сознание.
1 эксперт согласен
Всё же- сознание определяет бытие или бытие определяет сознание? — 21 ответ, задан 
Научные заметки о жизни: zen.yandex.ru/id/5c43498395753900ac66852d  · 16 окт 2021
Диалектика настаивает на том, что бытие и сознание находятся во взаимодействии. То есть в некоторой степени влияют друг на друга.
Материализм утверждает, что сознание влияет на бытие не непосредственно, а только через сознательное действие.
Оба утверждения представляются верными.
1 эксперт согласен
Всё же- сознание определяет бытие или бытие определяет сознание? — 21 ответ, задан 
поэт, музыкант, математик, инженер, программист, котельщик, электрик, сантехник  · 28 окт 2021  ·
id
Невозможно ответить на этот вопрос без того, чтобы решить, в какую сторону действует слово "определяет". В качестве примера: "Капитан определяет курс" и "Курс определяет капитан". Вопрос, который Вы ставите (в отличие от примеров, что здесь приведены) содержит два существительных, которые в данном предложении не склоняются, поэтому, как не поверни фразу, не понятно, что же в итоге первично, а что вторично.
На краю Ланиакеи, где законы природы на равных соперничают с законодательствомПерейти на vk.com/id1272815
Всё же- сознание определяет бытие или бытие определяет сознание? — 21 ответ, задан 
Инженер-радиофизик, преподаватель физической культуры и спорта  · 25 окт 2021
Это бытовой вопрос, скорее из психологии. Диалектический материализм утверждает: общественное бытие́ как подлежащее определяет общественное сознание.
Бытие определяет сознание, а работает ли это наоборот? Сознание определяет бытие? — 2 ответа, задан 
Аспирант НИУ РАНХиГС  · 28 авг 2021
Это один из вечных вопросов философии, ответ на который до сих пор дать невозможно.
Суть вопроса в том, чтобы определить - мы влияем на бытие, имея сформированные не из бытия основы нашего мировоззрения, или бытие оказывает на нас влияение и формирует наше мирвоззрение.
Сложность этого вопроса в том, что тут от значения термина "бытие" как раз и зависит ответ. Если бытие определять глобально, вопрос остается открытым, но объяснить ответ можно тем, что формирование мировоззрения - слишком сложный процесс, чтобы мы могли вывести ключевой фактор - сознание или бытие.
А вот если бытие определять как локальный окружающий мир (что неверно для философии, но часто подразумевается в этом вопросе задающими), то ответ также неясен, но объяснение другое - есть примеры людей, которые полностью соответствуют своему окружению и сформированы под его влиянием, а есть примеры людей, которые из своего окружения вышли, добившись значительных успехов в другой стране, например.
Всё же- сознание определяет бытие или бытие определяет сознание? — 21 ответ, задан 
Финансист, экономист по образованию Интересны так же философия, христианство.   · 17 окт 2021
Бытие - это жизнь воли человека. Сначала человек желает. Это первое движение воли; действием оно станет тогда, когда человек перейдёт от мысли к движению. Сначала человек жаждет, потом пьёт. Сначала человек испытывает голод, потом ест, тем самым утоляет возникшее чувство голода.
Никогда не бывает наоборот. Мысль - это действие в намерении. Не все мысли можно воплотить, то есть открыть. Есть мысли, которым никогда не суждено вырваться наружу. Человек удерживает их разумом. Разум может удержать волю, а может найти ей оправдание.
Единственно, что действует в тесном содружестве, не боясь себя обнаружить, - это желание и делание добра.
1 эксперт не согласен