Этот вопрос ставился и разрешался обычно в классической философии Просвещения (я имею в виду именно немецкую философию кон. ХVIII- ХIXвв. - И. Фихте, И. Канта, Ф. Шеллинга, Ф. Гегеля, К. Маркса, Л. Фейербах) с точки зрения того, что под "сознанием" понималась абстрактная Идея или логически отвлеченный Дух, а под "бытием" - материальный мир. Отсюда возникло три школы - философского субъективного идеализма (И. Фихте, И. Кант), которое из сознания человека из его "Я" выводило логическим путем существование "Не-Я", то есть мира и познание земного субъекта ставило на первое место, вторая точка зрения - это объективный идеализм (Ф. Шеллинг, Ф. Гегель), который считал, что существует некое общемировое "сознание" в виде абстрактной Идеи, Духа, из которого логико-диалектическим путём выводится существование бытия (материи). И наконец, третья школа - материализм (Л. Фейербах, К. Маркс), которые считали, что бытие является вечной субстанцией (материя), а сознание отражает эту материю, это бытие (см. потом теория "активного отражения"), выводится из него. То есть по сути тут даже две школы, если чуть упростить - идеалистического монизма (всё есть Дух, всё есть Сознание или производные от них, то есть бытие простая производная, содержащая в себе тот же дух) и материалистического монизма (всё есть бытие, то есть материя, которая производит любое сознание, а сознание является организованной материи). В рамках и первой, и второй точки зрения философски и логически уничтожается противоположное начало. У объективных идеалистов это не было так сильно выражено, но по сути все они не могли вразумительно объяснить как идея переходит в материю и как она может являться основой материи. У материалистов была проблема противоположная, они не могли объяснить как из материи вытекает сознание (т.к. наличие сознания у человека невозможно было отрицать). Сначала материалисты считали, что мысль просто порождается мозгом как некое материальное выделение. Потом оказалось, что никаких материальных мыслей в мозгу нет. Тогда они стали считать, что мысль - это функция мозга. Но и тут возникали проблемы. Материалисты ссылались на то, что если мозг повредить, то мышление нарушается, а следовательно мозг предшествует сознанию и души (как идеального начала независимого от мозга) нет. Оказалось однако, что верно и обратное - тяжелые психические заболевания....повреждают мозг (под воздействием неправильного мышления формируются патологические нейронные сети, которые меняют структуру мозга. Так если человек заболел неорганической шизофренией и долго в течении лет 10 не лечился, то его мозг по структуре будет напоминать мозг шизофреника органического, у которого шизофрения есть следствие генетических наследственных факторов).
Противоречие снимается в рамках религиозного теизма, который обычно путают с объективным идеализмом. В нём Бог по сути стоит выше и сознания (идеи) и материи (бытия). Бог как абсолютное Бытие и абсолютное Сознание является сверх-организующим принципом и творит материальное бытие и является источником идеального бытия. И то, и другое бытие (идея и материя) не порождают друг друга, но порождены сверх-тварным Богом, о котором нельзя сказать ни то ,что Он "идея" (которая осознает себя лишь в развитии), ни то, что Он - "материя" (т.к. материя такого не предполагает).
А пантеизм Вы куда отнесёте? К последнему? Или отдельно?
Пантеизм и есть полный религиозный аналог объективного идеализма в философии. В нём идеальная основа и материальный мир или совпадают или же не различаются субстанционально. Возьмите, например философский рационализм Бенедикта Спинозы - он наиболее близок к чистому пантеизму с его natura naturans (природа производящая) и natura naturata (природа произведенная). Но это, так сказать "статическая" форма. Динамическую же мы видим у Ф. Гегеля, к примеру, в которой Абсолютный Разум имеет в себе Абсолютную Идею, которая есть его инобытие и которая диалектически разворачивается в материальном бытии и сознает себя только в высшем своем воплощении в государстве особого типа. У К. Г. Юнга "самость" - это есть плод саморазвития Абсолютного и возникает лишь в человеке и там же осознает себя (в глубинах сознания), а само по себе Абсолютное - бессознательно. То есть любой идеализм, что рационалистический (у Спинозы), что диалектический (у Гегеля или у Юнга) воспринимает Бога как принцип, идею, "производящую природу", Бог там именуется очень высокопарно, но Он 1) не личность, 2) не отличим от того, что производит, а в диалектическом идеализме Он еще и сам себя не осознаёт. Так получается полный абсурд - есть некое всемогущее Нечто, некая Идея, которая порождает/производит мир. Но сама она себя не познает или познает себя только в нас. Как говорил С. Верховенский в романе "Бесы" Ф.М. Достоевского - "Я Бога признаю, но давайте различать, я признаю Его как существо, Себя лишь во мне познающее". А уже сын С. Верховенского П. Верховенский переходит к полному нигилизму и атеизму. Да и невозможно долго верить в такой абсурд. Ведь нам предлагается поверить ,что идея сама может быть субъектом и что-то производить! Но подумайте сами, и увидите, что из идеи предмета никакой предмет без волящего действия субъекта вы не выведете. Скажем у нас есть идея стола. Сколько мы не будем представлять себе стол в уме, он у нас в реальности не появится, пока мы не произведем действие. Или у нас есть идея числа, скажем единицы. Если у нас не будет реальных предметов, к которым приложить идею числа, то она будет абсолютно бесплодна. Поэтому и над идеей (мысленной формой) и над материей (реальным материалом) стоит субъект (чтобы получить стол реальности, мы, грубо говоря, берем идею стола, идём, рубим дерево, пилим его на части и из частей делаем себе стол). И поэтому "сознание" в формуле "бытие или сознание" - не решает вопроса. Какое сознание? Сознание субъекта, то есть самосознание? Или вообще сознание как некая идея? Сознание как идея - это то, за что К. Маркс справедливо упрекал объективных идеалистов. Бог как идея и только идея (не субъект) есть чистый вымысел теоретического разума. Но К. Маркс и на религию монотеистов распространил этот подход, ошибочно полагая, что и монотеисты от объективных идеалистов ничем не отличаются. А они отличаются. Бог монотеистов - Субъект, в которое сознание есть не только идея, а Самосознание, Самотождественность, как и человек у монотеистов - это единство его познавательных, чувственных и волевых способностей. Разница между Богом и человеком в том, что человек берет идеи из действительности и материал для создания вещи тоже из действительности (из материального бытия), а Богу это не нужно, он содержит в себе бесконечное количество идей, а для приведения их в реальность в материи не нуждается, напротив, в Нём любая идея материализуется "из ничего". Но и там и там, мы видим субъекта, производящий принцип, который стоит над идеей и материей. Это третий принцип, принцип само-субъектности, само-сознания. Самосознание стоит как волящий принцип над идеей, оформляя её материально. Из идей самосознание вывести нельзя (попробуйте на досуге воспринять себя самого как отвлеченную идею себя и поймете, что из такой отвлеченной идеи вы не можете вывести реально данного вам опыта самоотождествления). То же и с идеей Бога. Она может существовать, но в отрыве от Субъекта, она является Его слабой отраженной тенью. И мы можем, не отрицая существование Бога иметь неверную Его идею в своем разуме - отсюда и все заблуждения религиозных людей, отсюда и множество реально существующих религий. Отсюда монотеизм и противопоставил принципу познания Бога разумом, прежде всего Откровение Божества людям. То есть монотеизм стал утверждать, что Бог сам открывает нам себя - в пророчествах, в священных книгах, т.к. иначе мы не можем иметь у себя правильную идею Бога. А христианство как высшая форма монотеизма, еще и добавило сюда то, что Бог сам может воплотиться и вочеловечиться и довести свое Откровение до максимума, лично передав людям знание о Себе. И не просто может, но и сделал (Иисус Христос). Поэтому философский пантеизм европейской мысли был движением философии одновременно и назад, и вперед. Вперед - в смысле развития методологии, философских категорий и назад - в смысле осмысления религиозного опыта, религиозной традиции. Всё, что смогли описать европейские мыслители - это.... религиозные мысли чужих для себя традиций - пантеизм, отчасти политеизм. Монотеизм же они чуть ли не высмеяли как абсурд. Ну а затем появился Л. Фейербах и объяснил, что и любовь христиан к Богу - это есть лишь отраженное чувство их любви друг к другу. И все левые последователи Ф. Гегеля приняли это объяснение, т.к. Бога монотеистов они давно отвергли, а Бог пантеистов их уже не удовлетворял, т.к. очевидна стала теоретическая бесплодность объективного идеализма (как формы диалектического рационализма).
Сознание строит новое бытие, как работник, который строит лестницу и поднимается на ее новые ступени. И наш умственный горизонт ограничен той ступенью, на которую смогли подняться. Взгляд отдельных индивидов может проникать дальше, но в массе это обычно нивелируется. Поэтому К.Маркс был прав в том, что общественное бытие определяет сознание людей. Я бы только подчеркнул, что тут имеется в виду массовое и, как правило, господствующее общественное сознание.
Ну ты и напутал, накрутил. Все в кашу смешал, все термины сначала определил а потом переопределил. И что в результате? Путаница.
Фраза "чем выше сознание у человека, тем в большей степени оно определяет бытие" неоднозначна. Если под бытием подразумевать комфорт, а под определением бытия - создание комфорта, то с утверждением нельзя согласиться, так как есть весьма осознанные люди, которые живут не в комфортных условиях.
Значит логично под "бытием" понимать не комфорт и не создание его, но нечто другое.
Всегда бытие и сознание — единство (континуум). Только важно: язык философии символический (непрямой). Тогда сознание здесь не то, "что в голове", а так и определяется: то, что думает о бытии ("заботится о бытии" Мартин Хайдеггер), а бытие — бытие существующего. Иначе, срез мира, который открывается, когда есть думающий о бытии (философ). Бытие это то, что позволяет осмысленно и продуктивно жить.