Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Справедливо ли, что Серебряный век русской поэзии называют только серебряным, а не золотым?

Инна Маркова
ЛитВед
  · 7,1 K
Лучший
журналист, литературный и театральный критик  · 16 дек 2021
А разве справедливо, что "2" идет после "1", ведь она вдвое больше?! Но на этот вопрос лучше всего отвечают сами поэты Серебряного века. Вот Мандельштам:
Дайте Тютчеву стрекозу —
Догадайтесь почему!
Веневитинову — розу.
Ну, а перстень — никому.
Боратынского подошвы
Изумили прах веков,
У него без всякой прошвы
Наволочки облаков.
А еще над нами волен
Лермонтов, мучитель наш,
И всегда одышкой болен
Фета жирный карандаш.
Как видим, он перечисляет почти всех, за исключением главного – Пушкина, основных поэтов века Золотого – разве без них появился бы этот шедевр Серебряного века?
Но вот про самого Пушкина пишет уже Блок:
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?
Ну и т. д.
Именно в Золотой век были выработаны законы и основные жанры, по которым развивалась русская литература последующее столетие. Тогда же был создан и собственно русский литературный язык (именно Пушкиным) и написаны основные произведения, без которых век Серебряный, как видно по приведенным выше стихотворениям (а подобных примеров можно привести огромное множество), просто немыслим. Кроме того, Владимир Маяковский, который претендовал на авторство термина "Серебряный век", свою литературную карьеру начинал с попыток "сбросить с парохода современности" именно Пушкина. Без этой борьбы, к слову, вообще невозможна литературная эволюция, но это уже тема отдельного разговора.
Филолог, литературовед, преподаватель языков, политический публицист, литератор.   · 30 дек 2021
Это ведь не официальные названия, а прихоть чья-то там. Естественно, что литературоведение не может пользоваться подобными описательными вариантами, потому что они метафорические, - и никаких научных доказательств, что поэзия золотого века "лучше" поэзии серебряного - нет и быть не может. Скорее всего, речь идет о попытке каталогизировать литературу и создать общие... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
Пенсионер с разнообразными интересами-история,политика,литература,общество,психология  · 9 дек 2021
На мой взгляд,это справедливо-золотой век,это,скорее,век Пушкина и Лермонтова.В Серебряный век талантов таких масштабов,все же,не появлялось-и многие из поэтов Серебряного века были откровенными декадентами(что не все приемлют).Кроме того,важна история-после Серебряного века произошла революция,и пришли Железные времена.Может,их отсвет и сделал предшествующую эпоху Серебряной..
Но были все-таки Блок, Есенин, Ахматова, Цветаева, Пастернак, Мандельштам - великие поэты. Может быть, несколько... Читать дальше
По профессии - я , изготовитель сувенирной продукции , увлекаюсь живописью , историей ,...  · 25 дек 2021
конечно справедливо , поскольку в 20 столетии таких великиз поэтов и равным хотя бы им по таланту , как Пушкин , Тютчев и Лермонтов просто не было ! Кроме того они и сами по себе , как личности вызыаают к себе неподдельный интерес ! В 20 веке были крупные поэты , но равных им по таланту и гениальности я не вижу !
Всё верно,20 век это век научно- технического прогресса, общественно-политических потрясений!(может по этому не... Читать дальше
Я - художник, дизайнер. Образование высшее. Московское Высшее Художественно-Промышленное...  · 10 дек 2021
"Золотой век" имеет прямое оценочное свойство. Поэзия этого времени встала на самый высокий уровень мирового значения, а "серебряный век" - это поэтический образ яркого созвездия поэтических персонажей, охарактеризовавших Россию конца 19-го, начала 20-го века.
литературная критика, кинокритика, философия, юмор, политика, основная профессия инженер-э...  · 18 дек 2021
Совершенно справедливо. Серебряный век стал предсмертной судорогой "классической" русской поэзии. Он не открыл ничего нового, а лишь отшлифовал старые каноны. И довёл их до абсурда. Вся символика средневековья и античности, столь популярная в среде декадентов, выглядела совершенно неуместно накануне великих потрясений - мировой войны и социальной революции. Вырваться из... Читать далее