Интересно, что иногда, если к случаю упоминаю на тренинге, что умение говорить неправду - важный социальный навык, у части людей удивление.
Я года три назад Насте, ей было 11, книжку купил, как правильно врать)) - Причём и сам не прочитал, а книжка где-то затерялась в доме.
И младшим, двойняшкам, объясняю: врать - можно, только потом нет доверия, когда близкие понимают, что им врёшь. В смысле - не ужас-ужас, вопрос последствий. (Из архетипического: веселись, юноша, в юности своей... но поооомни!..)
Впрочем, вы так или иначе по факту говорите неправду или умалчиваете о чём-то значимом неоднократно в течение всякого дня. Например, на вопрос о неважном настроении - "...Всё в порядке!." - вранье, просто чтобы не вдаваться в объяснения.
Недавно попалась на глаза в ленте ФБ хорошая статья: Людмила Петрановская: "Ребенку важно попробовать врать, без этого нет развития"
Если убрать рефлексию, то все зависит от условий, целей и причин. Если вопрос об эффективности обмана, то это изучает теория игр, подробней - это объем не подходящий данному формату.