Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Каково строение классической сонаты: таблица, темп, характер, форма?

ТаблицыСтроения
Георгий
  · 14,6 K
Безумное создание с манией на научную деятельность живущее в Вашем подсознание и...  · 2 дек 2019

Классический сонатно-симфонический цикл

Характерные черты:

Гомофонно — гармонический склад (это значит, что один из голосов является мелодией, а другие вторят, подчиняются ему. Этому термину обычно противопоставляют полифонию – многоголосие).

Темы внутри каждой части контрастны (не считая старинных форм).

Цельное развитие.

Все части имеют индивидуальное содержание, форму и скорость (темп).

Каждая часть сменяется контрастной.

Строение

А теперь стоит подробнее остановиться на строении сонатно-симфонического цикла.

Прежде всего, каждая партия в нем имеет определенную тональность, настроение и темп. Итак, сколько частей в сонатно-симфоническом цикле? Расположение составляющих не случайно и имеет важное значение. Классификация М. Г. Арановского, российского музыковеда, дает следующий порядок:

1 часть «Человек действующий»;

2 часть «Человек размышляющий»;

3 часть «Человек играющий»;

4 часть «Человек в обществе».

Сонатная форма

Как говорилось выше, обычно единственная часть (в большинстве случаев первая) создается в форме сонаты – высшей музыкальной форме, по мнению большинства музыкантов, ведь именно она позволяет автору описать сложные жизненные ситуации, события. Если говорить о том, какая часть сонатно-симфонического цикла является определяющей, то, скорее всего, это будет непосредственно часть, написанная в сонатной форме.

Говоря о сонате, можно провести аналогию с драмой. Это литературные произведения, предназначенные для театральной постановки. Строится она по следующему принципу:

завязка (знакомство с героями, зарождение основного конфликта) ;

развитие (события, которые более глубоко раскрывают личности героев, изменяют их) ;

развязка (разрешение главного конфликта, результат, к которому приходят герои).

Сонатная форма, от которой напрямую зависит строение сонатно-симфонического цикла, состоит из:

экспозиции – изложение основных тем музыкального произведения;

разработки – развитие уже знакомых тем, их изменение;

репризы – возвращение изначальных тем в измененном виде.

Состав и применение сонатной формы

Сфера использования:

Первая часть или финал концертов, сонат и симфоний.

Симфоническая пьеса или увертюра.

Хоровые произведения, хотя такое происходит довольно редко.

Экспозиция. Главная партия (основная линия, пишется обычно в основной тональности). Связующая (призвана соединить главную и побочную партии, обеспечить переход из одной тональности в другую). Побочная партия (тема, которая противопоставляется главной, пишется обычно в тональности V ступени – доминанты тональности главной партии для мажора и III ступени для минора) ; Заключительная (завершающая часть экспозиции, обычно закрепляет тональность побочной партии. При этом стоит отметить, что заключительная и связующая партии медленной части сонатно-симфонического цикла не являются самостоятельными, основаны на музыкальном материале главной и побочной тем и не влияют на развитие идеи. Это закономерность, а не строгое правило, может варьироваться в зависимости от желания автора. Ведь для композитора главное – передать суть содержания, а не соблюсти все тональные и тактовые закономерности. Например, это касается творчества В. А. Моцарта (сонаты №11 и №14).

Разработка. В этой части произведение может развиваться по нескольким сценариям. Использование только главной и побочной партий для достижения художественных задач не всегда позволяет сделать соблюсти все музыкальные нормы. В качестве примера музыкальных произведений с наиболее простой разработкой можно назвать Й. Гайдна (соната №37), С. С. Прокофьева (симфония №1). Иногда вступление в произведении сонатной формы играет особенную роль. Оно контролирует скорость развития (Л. Бетховен, симфония №5, соната №8; Франц Шуберт, симфония №8). Сонаты ХХ века имеют активное развитие тем в разработке (С. С. Прокофьев, соната №2; Н. К. Метнер «Соната-фантазия»). Концепция автора может подразумевать следующие варианты развития: будущее развитие главной и побочной партий; возникновение новой темы; созревание связующей и заключительной партий.

Реприза. Задача этой части – вернуться к темам экспозиции, преобразовав тональность побочной темы в основную, а не доминантовую. Здесь также возможны отклонения. Реприза может продолжить развитие средней части или же появиться на пике кульминации. Например, как в симфонии №4 П. И. Чайковского.

Также есть музыкальные произведения в сонатной форме, которые не заканчиваются на репризе, а имеют дополнительную часть под названием «кода». Это итоговый раздел, который звучит после репризы. Помогает дополнить или расширить структуру формы. Может содержать в себе общие темы или только одну, которой композитор по важности в драматургии отвел первое место (И. Брамс, рапсодия си минор; В. А. Моцарт, соната №14).

Анализируя сонатную форму, важно определить основные темы и тональности, в которых они написаны. А также постараться выявить закономерности появлений таких партий и замысел их взаимодействия в произведении.

Интересно отметить, что сочиняется сонатная форма обычно для сольного инструмента. Симфония может преобразовываться в иные, смешанные произведения с помощью других музыкальных жанров. А именно:

симфония – фантазия;

симфония – сюита:

симфония – поэма;

симфония – кантата.

Трехчастная форма

Какие жанры имеют форму сонатно-симфонического цикла? К ним также относится и трехчастная форма. Эта разновидность, в свою очередь, подразделяется на несколько типов:

Простая. Простая трехчастная форма состоит из нескольких разделов: a – b –a. a – первая часть, которая показывает основную тему в форме периода. b – средний раздел, в котором происходит развитие заявленной темы или появление новой, похожей на нее. c – третья часть, музыка которой повторяет первый раздел. Это повторение может быть точным, сокращенным или с некоторыми изменениями.

Сложная трехчастная форма: A – B – A. A – сочиняется в простой форме, которая может состоять из тех или двух частей (ab или aba). B — средняя часть представляет собой трио. A – реприза, которая может точно повторять первую партию, быть измененной или динамической.