Дадим два условия, которым эти тексты должны удовлетворять:
Мировидение присутствует в авторе, его можно назвать полным и цельным.
Мировидение присутствует в тексте, и текст является его основным носителем.
Так вот, на мой узкий, грешный, пристрастный взгляд, обоим условиям соответствуют только три фигуры: это Егор Летов, Александр Башлачёв и Леонид Фёдоров.
Башлачёв практически сразу работал изнутри совершенно определённого взгляда на вещи, включавшего и язык, и систему ценностей, и историческую память, и модель взаимоотношения между людьми.
Летов, пусть и имел два десятка вариаций своего мировидения, но все они, от апофатических ранних, до праздничных поздних, связаны органично и непротиворечиво. Ну и что он работает внутри них — это, я думаю, очевидно.
Проекты Фёдорова — даром, что сам он текстов не пишет — все принадлежат литературной традиции раннего поэтического авангарда, так что их связь предопределена заранее, и несёт в себе огромный культурный багаж.
Остальные — даже горячо любимые Янка, БГ, Шевчук, Кормильцев, Цой и другие, несмотря на очевидную нацеленность своих текстов, или не имеют настолько же проработанного мировидения, или их тексты просто занимаются другими вещами.
К примеру, Янка, при всей своей герметичности, описывает не мировидение, а внешние явления и систему реакций. Мировидение могло бы начаться позже, но Янка до этого просто не дожила — к счастью, оставшимся текстам всего этого и не нужно.
Мировидение БГ, каким бы всеобъемлющим оно не было, не сильно проявляется в самих текстах — тексты просто воплощают хорошо звучащие решения, но функция носительства там была только в самом начале, когда мировидение было ещё достаточно инстинктивным.
У многих, как у Кормильцева, просто отсутствует последовательность. Даже тексты одного времени никак особо друг с другом не связаны.
У других, вроде Кинчева или Калугина, смущает то, что мировидение их, в сущности, заимствовано, и в нём отсутствует какая-то собственность.
Многие, как Цой, очень точны, но очень неглубоки. Многие, как Шевчук, просто слишком лиричны.
И так далее.
Впрочем, есть ещё исполнители за гранью добра и зла — вроде Александра Подорожного, чьё мировидение проработано даже слишком, и тексты пытаются нести его явно и недвусмысленно — но в этом мировидении, как бы так сказать, смущает явный накал шизы, который не позволяет относиться к ним с необходимой долей серьёзности.
Странно, для меня никогда не была очевидной шедевральность песен Цоя.
ДДТ и Юрий Юлианович Шевчук. Свобода, мир и любовь. Вот уже 35 лет!!! И на сегодня команда собирает многотысячные площадки во всех уголках России и мира, на которые приходят все возрастные аудитории, включая и молодёжь.