Вот уж неправда. Посмотрите, насколько сплотилось российское общество сейчас, в период военной операции на Украине. И дело даже не в тысячах комментариев под патриотическими постами в Телеграме, ни в лайках и сердечках. Мы на самом деле, несмотря на различия, способны объединяться и не только перед лицом военных угроз, но именно по чувству родины, просто исходя из желания ее сохранения, процветания и продления, благополучия для наших детей и потомков.
Причем, и это еще с раскола на славянофилов и западников, - патриотами считают себя все, включая российских либералов. Вот у писателя Дмитрия Быкова есть вдумчивые рассуждения о патриотизме, с которыми я во многом согласна. Здесь и уважение к традиции, культурно-языковой сфере общения и взросления, к особым смысло-географическим сюжетам, которые крепко укореняются в сознании и душе, - благодаря им формируется чувство природной красоты, потрясающего простора, пейзажей, характерных для среднерусской равнины и Сибири. Правда, не соглашусь что любовь к Родине, это обязательно взаимное чувство (по Быкову - любовь бывает лишь взаимной). Наша история помнит людей, оказавшихся в вынужденной эмиграции именно потому, что юная советская Россия жестоко их невзлюбила - того же Деникина или Ильина. Но ее ненависть не мешала им любить Россию безответно. Да, ненависть обращала их любовь в глубоко болезненное, тяжкое чувство из которого не было выхода. Тем не менее избавиться от своего патриотизма, духовной тяги к отчизне, они не могли. У Ивана Ильина это особенно заметно.
Но Быков поднял интересную проблему: вот с одной стороны, консервативный патриот, человек стремящийся к усилению России в любом формате, ставящий свои интересы на второе место после государственных, - с ним все понятно. Таким, кажется, и должен быть настоящий патриот - мыслящий почти в соовтетствии с той английской формулой, которую простым языком повторил Сергей Бодров-младший: никогда не критикуйте свою страну во время войны. Вот закончится война - тогда пожалуйста. Но во время войны - нельзя.
Либеральный патриот мыслит иначе. Он любит эстетически: прежде всего красоту своей страны, ценит ее историю, ее победы благодаря которым он появился на свет. Но он, словно Радищев, хочет чтобы Родина стала много-много лучше. Вернее, чтобы лучше, свободнее, богаче жилось людям, ее населяющим. И либерал, только лишь исходя из патриотических убеждений, разыскивает её недостатки, обличает коррупцию и склонность к "имперскости", шовинизм, и прочие "неполадки", которые по его мнению, надо выжигать каленым железом.
При этом и первый и второй уверены, что их патриотизм - самый правильный. Один - государственник, который к правам и свободам человека относится примерно также как и к себе - отодвигает на второе место, особенно в период военных испытаний. Либеральный патриот - это поклонник совершенства в любых его диалектических проявлениях. Потому, желая стране и людям лишь добра, стремится к совершенно противоестественным для консервативного патриота вещам. Его Россия должна быть тихой и нежно-просторной, хороводно-березовой вязью, среди которой раскиданы прелестные коттеджи, где живут счастливые, богатые россияне, понятия не имеющие, как зовут их президента и вообще, есть ли у них президент. Для них страна и государство - абсолютно разные понятия. Государство из аппарата насилия обращается в "ночного сторожа". Его не видно и не слышно. Но всё равно, везде порядок, местное самоуправление работает как часы, кругом первозданная холмисто-равнинно-лесистая русская красота, где черпают вдохновение великие российские художники и поэты. Естественно, в рамках этого чувственного патриотизма нет и быть не может таких понятий как национальные интересы, угрозы национальной безопасности, ВПК, ядерное оружие и военные конфликты. Ибо либеральная любовь видит свою Россию миролюбивой и дружелюбной ко всем без исключения странам. Планида-то у нее христианская. Терпение и труд всё перетрут во имя инвестиций, участия во всех международных форумах и ассоциациях, куда именно такую Россию всегда будут приглашать и любить ее там будут очень сильно.
Конечно, либеральная любовь к Родине напоминает романтичную влюбленность девушки-подростка, причем обязательно первую. Это когда с любимого лица рисуют икону и почти молятся на нее, забывая о человеке, с которого икона списана. Но сильно ругать либералов за их патриотизм невозможно, иного они не понимают. Вспомните песню Макаревича, где есть строки:
Рождаясь, не выбирают страну,
И нам вовек не оборвать эту нить.
Моя страна ушла на войну,
И я не смог её остановить.
…А я не в силах эту боль превозмочь.
Моя страна сошла с ума,
И я ничем не могу помочь.
Вот в этих словах "моя страна", она явственна, эта любовь. Любовь к "сумасшедшей, воюющей, деспотичной, истеричной" стране, которой Андрей Макаревич помочь бессилен - он может лишь в отчаянии и бессилии петь о своем отчаянии и бессилии. И любви. То есть - патриотизме.
Над всем этим можно смеяться, но для многих интеллигентных, творческих людей такая любовь имеет особое значение. Да, с нашей точки зрения это все совсем не патриотизм, - блажь и фантазии, мало чего общего имеющие с реальностью. Но ведь дело в том, что они - любят. Именно любят Россию и пишут о ней полные боли и слёз стихи, песни и романы. Правда, при этом они еще могут вандалить против знаков Z на чужих машинах, могут вставать на колени перед украинским флагом на сценах и реально рыдать, вымаливая прощение у тех, кому это сто лет не надо. Но причиной этому странному мазохистскому поведению - вот такая по-Радищевски понимаемая любовь к родине. Сводимая к фразе "Россия, сейчас ты плохая, безумная, одержимая, воюющая страна. Вот бы тебе всыпать как следует, пусть бы даже на майдане, чтобы ты стала наконец хорошей - тихой, доброй, скромной бизнес-вумен, востребованной в качестве объекта любви всеми ведущими мировыми державами".
Понятен ли нам либеральный западнический патриотизм или нет, но вот уже скоро как двести лет он тоже - патриотизм. Равно как и наш консервативная державная любовь, обремененная целью усилить свою страну, сделать ее более независимой, развитой, умеющей отстаивать свои интересы перед лицом любого противника, благоденствующей. Такой патриотизм - это любовь к реальной родине. Это почти родительское чувство - с заботой о жизни своего отечества, о том, чтобы его никто не обижал, чтобы его уважали и, если и не дружили, то хотя бы сотрудничали другие государства.
В любом случае, мы практически все - патриоты. Просто разные и, часто, совсем не понимающие друг друга. И хотя я лично никогда не приму патриотизм "очень большого патриота - Ивана Урганта" и многих, ему подобных людей, где-то на уровне плоских логических доводов, зная эту странную особенность либерального патриотизма, отчасти могу заставить себя хотя бы не протестовать в его отношении. Хотя опасность либерального патриотизма очевидна. Эти люди могут говорить до посинения о своей любви к "безумной России". Могут чтить культурные и семейные традиции, помнить и трепетно относиться к военным победам своих предков. Да, их патриотизм в этом отношении достоин уважения. Но многие понимают, что если Россия окажется в их романтически-любящей воле, - лет через десять ее просто не будет. Просто не будет, как не стало моей родины - СССР, когда тот оказался в воле хороших добрых культурных интеллигентов и чиновников, объявивших Союз сумасшедшим и деспотичным. Они тоже говорили - "ну какие такие интересы, наши интересы - это тихие-мирные дружба и бизнес". Я в свое время пережила все это крайне болезненно. И знаю - большая патриотическая любовь таких людей как Иван Ургант способна убить объект любви. Именно это она с нашей страной обычно и делает. Без шансов и без вариантов.