Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

У какого момента нашей истории вообще нет логического объяснения, на ваш взгляд?

ОбществоИсторияИстория россии
Анонимный вопрос
  · 1,0 K
Профессиональный литератор  · 25 июн 2022
Парадокс, но на самом деле у всех моментов человеческой истории нет логического объяснения.
Чтобы понять этот парадокс, нужно обратиться к самому термину "логика" - что оно значит исторически и функционально?
Исторически "логика" - это метод рассуждения (нахождения причинно-следственной связи), использовавшийся Евклидом в его геометрии и впоследствии обобщенный Аристотелем (т.н. аристотелева логика).
Функционально же логика - это нахождение связей между доказанными (абсолютно точными) постулатами.
Теперь обратимся к человеческой истории. Логика истории, как и логика Евклида - Аристотеля, базируется на аксиомах. Для логики истории их две - мир реален и мир познаваем (общие аксиомы всех наук).
Однако, если мы обратимся к истории (любой эпохе, любому разделу, без исключений), причем к описанию не популярному, а к серьезным научным работам, мы там не найдем ни одного строго доказанного постулата. История, как и все гуманитарные науки, вероятностна. И, когда мы говорим, например, что "в 988 году произошло крещение Руси", мы имеем лишь в виду, что это наиболее вероятная дата, исходя из имеющихся у нас первоисточников (в данном случае - "Повести временных лет"). Наиболее вероятная в том числе и потому, что других доказанных (доказанных - на уровне упоминания в первоисточнике такого же уровня, как ПВЛ) дат у нас нет.
Таким образом, если мы говорим об истории - о мировой истории! - нам, как правило, приходится прибегать не к аристотелевой логике точного доказательства (движения от одного точного постулата к другому), а к логике вероятностной, интуитивной. Например, к альтернативному методу, к поискам всевозможных "окон Овертона" и т.п.
Другое дело, что в исторической науке традиционно принято все сомнения выносить в отдельную главу "историография" (где упоминаются все точки зрения). Когда же монографии издаются в научно-популярном виде, то там глава "историография" из издательских соображений выбрасывается. Школьных учебников это касается тоже.
Поэтому, когда обычный читатель (обычный - то есть не имеющий специальной научно-исторической подготовки) сталкивается с реальными историческими источниками, или даже с реальными историческими монографиями, еще не превращенными в кашку-малашку научпопа, "разрыв шаблона" и "культурный шок" ему, как правило, гарантирован.
Есть легенда о знаменитом математике Колмогорове. В юности он увлекался и математикой, и историей, и даже написал для семинара Бахрушина работу по источниковедению. Написал, однако, руководствуясь аристотелевой логикой, на что ему Бахрушин сразу заметил: "А где остальные доказательства ваших тезисов?" Так Колмогоров выбрал математику.
В сравнении, аристотелева логика - берется один точный постулат (что он точный, нам известно заранее, поскольку в основе аристотелевой логики - математическая логика), из него выводится другой, и так далее. То есть Колмогоров взял один источник и использовал его как первоначальный непреложный постулат для выведения своих тезисов.
А вот что такое вероятностная логика гуманитарных наук (к слову, мы такой же логикой руководствуемся в жизни): берется некий первоисточник (постулат), причем заранее известно (это аксиома источниковедения), что он может быть недостоверным. Поэтому либо подбираются иные первоисточники (постулаты), которые тоже могут быть недостоверными, однако которые вместе с первоначальным источником приводят к одному и тому же тезису: их вероятностная неточность как бы перекрывается друг другом.
Либо, если других первоисточников нет, вероятностная неточность нашего первоисточника уменьшается за счет привлечения данных иных наук - археологии, палеонтологии, климатологии, астрономии, геологии, генетики, лингвистики и т.п. Мы как бы приближаем таким образом наш неточный постулат к точному аристотелевому, а значит - можем из него выводить свои дальнейшие тезисы.
Кандидат биологических наук. Академик МАНЭБ. Действительный член РГО.  · 25 июн 2022  · orcid.org/0000-0003-0228-0387
Логическое объяснение нашей истории и любой другой есть всегда. Потому что все события в истории взаимосвязаны и объясняются либо большим умом политиков и руководителей либо их глупостью.
К.б.н., Академик МАНЭБ, Дейст. член РГО Бутаков Е.И. Перейти на m.facebook.com
На сложных "жизненных развилках" всегда советуюсь с выбранными мной научными экспертами и...  · 26 июн 2022
На мой взгляд, до настоящего времени в научной системе мировоззрения нет логического объяснения, например, следующим земным событиям: 1. Появление живой материи. 2. Существенное увеличение по размерам и энергопотреблению мозга человека. 3. Отсутствие публичного и официального познавательного взаимодействия мыслителей научной и религиозной систем мировоззрения, например... Читать далее
Первый
Родился 24 августа 1955 года в г. Саки Крымской области. Имеет высшее образование, в 1978...  · 25 июн 2022
Революция 1917 года и установление диктатуры большевиков на всей территории России.При излишне пассивном сопротивлении белого движения и лояльном отношении к большевикам стран запада