Никаких преимуществ у древних израильтян перед другими народами не было. Скорее, наоборот. Победы одерживались Израилем лишь над небольшими и не очень сплочёнными народами, вроде филистимлян, а столкновения с крупными этносами всегда приводили это государство к подчинению более сильному соседу и очередному "пленению".
Древние израильтяне были такими же язычниками, как и все остальные в то время и это хорошо просматривается по Ветхому Завету. Но у любых язычников есть главный бог, который как бы опекает свой народ. Например, главным богом языческой руси был Перун и разделение на свой-чужой происходило по тому, какое место человек отводил этому богу в своём языческом пантеоне. Если кто-то не признавал Перуна главным богом, то автоматически становился чужим для русина, даже если он разговаривал с ним на одном языке.
Главный бог Израиля Яхве, в отличие от прочих богов, был невидим и не требовал установки себе кумиров. Пожалуй, лишь в этом было его преимущество перед всеми другими. Можно сказать, что каждый израильтянин носил своё капище с собой и оно никоим образом его не отягощяло. Молиться Яхве можно было где угодно, даже находясь в плену. Это сильно помогало распространению культа "бога невидимого" среди других народов.
На территории современной России этот культ отмечается уже в полисах Боспорского царства. С I в. н.э. фиксируется и существование самих синагог, посетителями которых становятся не только евреи, но и представители других народов. Еврейские общины зачастую специально выкупали рабов различного происхождения и отпускали их на волю под условие регулярного посещения ими синагог. В близкое время (в IV в. до н.э.) завершалось преображение культа Яхве в монотеистическую религию. Главный бог Израиля становился его единственным богом.
Мало кто знает, что после погрома гуннами Боспорской цивилизации от неё остались, пожалуй, лишь синагоги. Евреям, в отличие от других народов, некуда было бежать и они остались на месте, не взирая ни на какие нашествия. Сконцентрировались они в основном на восточном берегу Боспорского пролива, в бывшем греческом полисе Фанагория. Город этот, правда, не сохранил своего былого названия и в раннесредневековых греческих и арабских источниках назывался теперь по-иному - Самкуш-Евреем.
На непродолжительное время этот город станет столицей Великой Болгарии, а с завоеванием последней хазарами - крупным торговым городом Хазарского каганата. Разноэтничная иудейская община Самкуша не оставит поисков новых прозелитов и в 30-х годах VIII века даже склонит к принятию своей религии самого кагана Булана. Позже, на рубеже VIII и IX веков, иудаизм и вовсе станет государственной религией Хазарии. С этого времени все хазарские каганы станут носить еврейские имена.