Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем отличие суннитов от шиитов?

Анонимный вопрос
  · 78,9 K
Отвечает
ПостНаука

Раскол (схизма) в исламе начал вызревать сразу после смерти пророка Мухаммеда в 632 году нашей эры. Мухаммед был «харизматичным авторитетом», который, по словам Макса Вебера, «представляет собой хрупкую конструкцию, неспособную без изменений пережить своего носителя». Таким образом, когда после смерти Мухаммеда возник вопрос о выборе преемника, было ясно, что им должен стать некто, наиболее приближенный к сохранившемуся образу покойного лидера.

Если сам Мухаммед обладал некими исключительными чертами, то, может быть, нужно искать преемника в семье пророка, среди его потомков, унаследовавших его харизму, ум и способности? Или вся мудрость и весь опыт уже и так есть в Коране и тогда необходим человек, лучший среди равных в части познания божественного послания? В таком случае речь идет о свободном выборе преемника среди достойных. В результате те, кто считал необходимым семейную преемственность, стали шиитами, а те, кто считал правильным избирать лучшего среди равных, — суннитами.

Первопричина раскола в исламе на шиизм и суннизм крылась в борьбе за власть в рамках «предвыборной кампании». Основная интрига развернулась вокруг двух главных кандидатур: Абу Бакра ас-Сиддика, тестя Мухаммеда, и Али ибн Абу Талиба — кузена и зятя Мухаммеда, женатого на любимой дочери пророка Фатиме.

Оба кандидата были людьми известными и пользовались популярностью. Абу Бакр был значительно старше Али, что автоматически ставило его в разряд более мудрых. Возможно, Али не выбрали именно потому, что он был членом семьи. Выйдя замуж за Мухаммеда, Аиша, дочь Абу Бакра, вошла в семью пророка, тогда как Мухаммед не считался, в соответствии с традицией, вошедшим в семью Абу Бакра. В завещаниях пророка много внимания уделяется равенству всех мусульман, и, возможно, именно поэтому его ближайший круг не захотел создавать прецедент «семейной исключительности».

Так или иначе, Абу Бакр был избран, став первым халифом и положив, сам того не желая, начало расколу внутри ислама. За назначением халифа последовала череда событий сугубо светского, гражданского характера, которые и привели в результате к противоречиям доктринального толка, проявляющимся сегодня достаточно остро: сразу после смерти Мухаммеда его дочь Фатима, она же супруга проигравшего кандидата Али, предъявила, как мы сказали бы сегодня, гражданский иск о праве вступления в наследство в отношении оазиса Фадак, принадлежавшего Мухаммеду. Абу Бакр, обладавший правом вынесения судебных решений, в иске отказал, заявив, что «посланник Бога не мог иметь собственности», так что и наследовать нечего. Это решение сильно не понравилось «протошиитам», став еще одним аргументом, доказывающим, что Али был бы лучшим кандидатом — уже тогда ходили слухи, что Мухаммед перед смертью подарил оазис Фатиме. Следующим событием стала так называемая проповедь Фатимы в мечети пророка, где, по преданию, Фатима прилюдно раскритиковала власть Абу Бакра как нелегитимную. С этого момента ведется отсчет процесса перехода раскола из сферы гражданской в сферу религиозную, в результате которого в исламе образовались два основных соперничающих течения: шииты (Shi’at Ali — партия Али) и сунниты (Ahl Sunna — люди Cунны).

Принципиальное разногласие сводилось к позиции по вопросу о том, кто может и должен руководить исламской уммой (сообществом): прямой потомок Мухаммеда по линии Али и Фатимы, на чем настаивают шииты, или человек, выбранный из наиболее достойных среди равных себе мусульман, как утверждают сунниты. При этом, будучи правоверными мусульманами, и те и другие приводят в доказательство убедительные выдержки из священных текстов (часто одни и те же, но в разной трактовке) в доказательство своей правоты и неправоты оппонента.

Есть также и противоречия, касающиеся роли имамата: шииты считают имама духовным лидером и руководителем общины одновременно, тогда как для суннитов имам — это прежде всего настоятель мечети. Хотя в этом вопросе не все однозначно, границы понятий во многом размыты. Например, большинство суннитов, так же как и шииты, верят в приход Махди, который есть не кто иной, как скрывшийся в 260 году хиджры двенадцатый имам. И те и другие отсылают нас к пророчеству о двенадцати правильных имамах, но только шииты ставят этот хадис во главу учения о властном наследовании (отсюда и название основного крыла шиитов — двунадесятники).

Остальные противоречия относятся к сфере юриспруденции, толкования Корана, интерпретации Cунны пророка. Шииты, например, не согласны с суннитской практикой развода, а сунниты, наоборот, возражают против практики «временных браков» у шиитов. Шииты, в отличие от суннитов, почитают высказывания имамов наравне с пророчествами Cунны.

С интернета нашел, и поставил

Али Г., а что не так? Как правильнее? Просто интересно.

У шиитов есть духовный лидер Аятолла, который (насколько я сам понял этот вопрос) может толковать Коран в соответствии с меняющимся миром. Причём далеко не всегда буквально.

У суннитов же такого духовного лица нет и они стараются следовать "букве закона" (если можно так выразиться) дословно.

Правда и тут есть один момент! Духовные лица суннитов могут издавать фетвы, которые определяют дальнейшее отношение мусульман-суннитов к тому или иному вопросу, не прописанному в Коране. Что-то вроде прецедентного права: "случилось то-то, значит поступай так-то"

На фоне событий в Иране, решил заинтересоваться вопросом, кто такие шииты и суниты. Прочел комментарии и споры по этой теме, так и не понял ничего. Ясно одно, кто на что учился и кем родился. тот и придерживается этого мировозрения.

Что-то вроде раскола православной церкви на старо и новообрядцев. Или на православных (ортодоксов) и католиков.

религиовед, старший преподаватель философского факультета МГУ  · 12 мар 2020
Автор сайта https://alfurqan.online  · 27 сент 2019

Между суннитами и шиитами существуют большие принципиальные разногласия.

Строго говоря, шииты - это секта, которая относит себя к мусульманам, но в действительности открыто противоречат основам Ислама.

Так, шииты не признают Сунну пророка, считают его учеников лицемерами, а также имеют убеждение что Коран не был сохранен должным образом. И это только некоторые из проблем.

Я не мусульманин, но просто реалист. Во многом согласен с вами, но есть один вопрос. Бог он един и в исламе и в... Читать дальше

"... Истинно говорю Я, никто, кроме Меня, в сей День, ни на Западе, ни на Востоке, не может заявить, что является Вратами ведущими людей к познанию Бога. Мое доказательство то же, коим была установлена истинность Пророка Мухаммада...."

"Баб"(1844)

Первый
Шииты -наши заблудшие братья, они делают намаз в день три раза, они бьют самих себя кнутами и т. д, в коране сказано, что вред Причинившиеся своему здоровью,или боль, это грех, нельзя танцевать под музыкой, или под каким то нашидом, в времен пророка Мухаммада мир ему и благословения Аллаха, не было танцев и тому подобное. А сунниты -идут путём пророка нашего Мухаммада... Читать далее
Со всем согласен,кроме того что они 3 раза в день читают намаз. Они просто стыкуют 5 и читают их за 3 раза. Но как... Читать дальше
Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам. Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность... Читать далее