Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем разница между рок-гитаристом и соул-фанковым гитаристом?

МузыкаПоболтать+5
E3XuK_B_TyMAHE
  · 4,1 K
Музыкальный продюсер, звукорежиссер, разбираюсь в музыкальных стилях, инструментах...  · 30 нояб 2020

Можно найти достаточно много различий между этими амплуа. Пойдем по порядку.

Школа и техника.

Если мы говорим именно про классический рок, то лексикон рок-гитариста формируется на основе записей рока 70-80-х годов прошлого века, на которые пришелся расцвет этой культуры. В 90-х на смену року приходят гранж и вариации классического металла, а в нулевых поп-панк, ню-метал и металкор.

Рок-гитарист должен владеть характерными для этого стиля гармоническими последовательностями, техникой роковых риффов, которые играются с глушением (palm muting) и паверкордами (тоника-квинта, тоника квинта-октава), уметь связывать аккорды мелодическими заполнениями, а также трюками типа флажолетов (natural, artificial, pinch harmonics), слайдами различных видов, трюками с рычагом (Van Halen). Также, рок-гитарист должен уметь играть ритм чистым звуком, на акустике.

В рок-музыке достаточно распространены соло, поэтому требуется знания и практика в игре в блюзовых и роковых ладах, достаточная беглость, владение бендами и различными видами вибрато, игра тэппингом. Ну и, конечно, требуется талант писать красивые, выразительные, запоминающиеся соло.

В свою очередь в фанк и соул музыке гитара чаще всего играет роль ритмического инструмента второго плана. Продолжительные гитарные соло для этих стилей не характерны. Однако тут могут встречаться более сложные структуры аккордов с 9-11-13 надстройками и альтерированными ступенями, проходящие тона и аккорды, смена тонального центра и модуляции в другие тональности, а также необходимость обыгрывания статичной гармонии. Все это требует отличного знания грифа, быстрого ориентирования в тональностях, знания большого количества разнообразных, в том числе - сложных, аккордовых форм и практического владения соответствующей аппликатурной техникой. При этом, также, необходимо очень хорошо слышать ритм-секцию, обладать великолепной ритмической памятью и железобетонно держать ритм, предоставляя большую свободу басу, который в этих стилях является столпом ритм-секции.

Инструментарий.

Рок-гитаристу чаще всего требуется инструмент, который хорошо работает в области перегруженного звука - от кранча и тяжелее, так как основу рок музыки составляют гитарные риффы. Поэтому рок-гитаристы часто останавливают свой выбор на гитарах с хамбакерами, которые дают более высокий уровень выхода для раскачки перегруза усилителя, а также имеют значительно меньший уровень собственного фона, в отличие от датчиков-синглов. Классическим инструментом с хамбакерами являются гитары Gibson Les Paul, Gibson SG, Gibson Explorer, Gibson Flying V, Fender Fat Strat (хамб в бридже), Fender Tele Deluxe. В отличие от более модерновых гитар, которые больше заточены под метал и джент, в классических рок-гитарах обычно не используются активные звукосниматели, обычно не используются 7-8-струнная конструкция, и реже используется бридж типа Floyd Rose. Звук классического рока - звук Гибсон в хорошо раскочегаренный стек 4х12 Marshall Plexi снятый микрофоном Shure sm57. Именно этот тип звука вы слышите на большинстве классических рок-записей.

Из педалей рок-гитаристы могут использовать грелку (бустер уровня сигнала и легкий перегруз) в качестве которых выступают Ibanez Tube Screamer, Boss Overdrive и им подобные. Могут использоваться педали модуляционных эффектов (хорус, фэйзер, фленджер), педали задержки и пространственной обработки (Delay, Reverb), а также Wah. Дисторшн и Фузз нельзя не упомянуть, но их роль, скорее, эпизодическая, а не основная.

Фанк и соул наоборот, требуют от гитариста чистого, неперегруженого тона для игры фанкового чеса аккордами. Классическими фанк-гитарами являются Fender Telecaster и Fender Stratocaster оснащенные сингловыми звукоснимателями, которые выдают больше верхних частот и звучат гораздо более артикулированно. Конструкция этих гитар отличается привинченным, а не вклееным, как у Gibson, грифом. В сумме мы имеем более четкую и яркую атаку и меньший сустейн, что позволяет гитарам данного типа более эффективно работать в насыщенных ритм-партиях на звуке, близком к чистому. В качестве усиления в данном случае хорошо подходят аппараты семейства Fender Blackface и их современные аналоги. В качестве педалей может использоваться квакушка Wah.

Необходимо, все же, отметить, что все вышеобозначенные закономерности носят характер именно исторически сложившихся трендов, и не являются догмами. Например в роке полным полно Стратокастеров и Телекастеров, а в соул прекрасно впишется Лес Пол. В реальной студийной практике могут присутствовать любые комбинации гитар и усилителей в любом жанре, все определяется потребностями конкретной песни в конкретном звуке или даже дополнительном слое для основного звука.

Кроме всего вышеперечисленного, стоило бы отметить и разницу в имидже рок-гитаристов и гитаристов играющих фанк и соул. Но этот вопрос достаточно самоочевидный.