Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чём секрет «Иронии судьбы»?

ИсторияИскусство и культура+2
Анна Симонова
  · 12,8 K
Профессор Школы культурологии факультета гуманитарных наук НИУ-ВШЭ  · 26 дек 2016

В предпраздничную пору принято писать всякие приятные ритуальные вещи. Предполагается, что их следует написать и об "Иронии судьбы". И тем не менее, живучесть этого феномена вызывает, скорее, тревогу. Нет сомнений, что фильм имел заслуженный резонанс в 1970-е годы. Его скрытая фронда была адекватно схвачена советской интеллигенцией, которой он был адресован. Горький юмор лишних, но симпатичных людей, - первого массового поколения городских служащих в условиях уставшей и стремительно омещанившейся диктатуры, - был сигналом о наличии всеобщей кухонной альтернативы. Конечно, не диссидентской, но мягкой, бытовой и, что важнее всего, массовой. Ирония, начитанность, так наз. "культурные запросы" если даже не были в это время массовым явлением, то провозглашались таковым, и начальство сквозь пальцы смотрело на эти суицидальные для советской власти тенденции. Ритуал показа этой картины под Новый год сложился от беды - в отсутствие большого выбора талантливых ярких картин. "Карнавальная ночь" все того же Рязанова - эстетика, устаревшая уже к концу 1960-х, его же (кто бы сомневался) "Зигзаг удачи" - история слишком сатиричная для столь обобщенного праздника. Всяческие суррогаты веселья ("Эта веселая планета", "Старый новый год", "Чародеи") просто не выдерживали с "Иронией судьбы" конкуренции - были просто не в состоянии занять топовую позицию. Как ни странно, в постсоветскую пору снято гораздо больше новогодних картин, которые принято ругмя ругать, не обращая внимания на резко выросшую конкуренцию - пропорционально выросшему среднему уровню. Тем не менее, в сознании постсоветского человека, года с 1992-го испытывающего растущую ностальгию по СССР, крепко засела мысль о том, что "Ирония судьбы", ежегодно навязываемая медиа как непреходящая ценность, - это такой же обязательный элемент нашей идентичности, как салат "Оливье", марокканские мандарины и резко бьющий дрожжами приторный напиток под саморазоблачительным названием "Советское шампанское". Но затянувшееся вместе со всей культурой архивирование "Ирониии судьбы" неизбежно, это вопрос смены поколений. У людей, родившихся в 1990-е, конечно, достаточно убогие впечатления от политической истории страны, которой 16 лет правят одни и те же люди, но диапазон культурных запросов у них больше, чем у советских поколений, просто по причине более широкого доступа к более разнообразному предложению. Даже подновленный Бекмамбетовым ремейк не спасет этот сюжет от историзации, сколько бы артист Безруков ни кричал там свое загадочное заклинание "Екарный Бабай!" Более того, ремейк - симптом ослабевающей связи и спекуляции на ее продлении. Оригинальный продукт неизбежно превращается на этом фоне в винтаж, пусть его чрезмерное присутствие и создает иллюзию культурной универсалии.

певец,композитор, основатель Therr Maitz  · 26 дек 2016
Секрет в том, что в нашей стране популярно то, что показывает Первый канал.  У нас ведь вообще не так много было кино хорошего. Тем более про Новый год, а Новый год у нас главный праздник, который никто не пропускает. Его показывали все время в новогоднюю ночь в те времена, когда основным развлечением советского человека был просмотр новогодних программ, они ведь не шли... Читать далее

Про реальную любовь прям прослезился, мой любимый новогодний фильм

Киножурналист, кинокритик интернет-портала Film.ru  · 26 дек 2016
Я, как ни странно, новогодним фильм Рязанова не считаю. Да, его показывают лишь раз в году, но празднование Нового года сейчас и тогда слишком сильно отличается, и символов праздника в кадре не так много, чтобы зацикливаться на них. Поэтому "волшебство" я нахожу не в праздничном настроении, а в лирике. В мягкой работе оператора, в приглушенных тонах квартирной... Читать далее
https://itunes.apple.com/ru/app/kalendar-pravoslavnyj/id513235253?mt=8  · 19 дек 2017
Когда его показывали первый раз перед началом шел мультфильм . который объяснял суть. Не могу сказать название, но мультфильм  актуальнее фильма: про то как архитектор сдает проект жилищного дома и из изначально , украшеннго коллонами и пилястрами с резными баконами , после многочиленных походов по кабинетам остается прямоугольник лысый и безликий иэти параллепипеды... Читать далее
Программист-разработчик, опыт 15 лет, менеджер проектов, владелец небольшого софтверного...  · 27 дек 2016
Секреты очень простые. Во-первых это фильм развлекательный, что тогда само по себе было редкостью - развлекательных фильмов, без какой-либо морали, по телевизору почти не было. Во-вторых, герои фильма не были ни хорошими, ни положительными - вместо серьёзного и положительного Ипполита героиня выбирает унылого алкаша, на экране неоднократно напиваются до освинения. и... Читать далее
генеральный продюсер Studio8.ru и PROchitatel.ru  · 26 дек 2016
На мой взгляд, "Ирония судьбы" - фильм про мерзкое ничтожное чмо. Иначе, увы, и не опишешь героя. А зрителям нравится сразу по нескольким причинам: во-первых, герой - андердог - немощное, не состоявшееся в жизни ничтожество, которое и не мужчина, и не профессионал, и пить не умеет, и в ситуации идиотские попадает; во-вторых, типичный подход "бухих историй": то, что... Читать далее
Инвестиционщик бухгалтер нефтяник  · 19 дек 2017
В каждой стране есть новогодний фильм. И он не обязательно про новый год кстати. Что до России, я думаю что скоро Иронию в этом качестве заменит "Страна 03". Честный, злой, про нашу жизнь, но новогодний, с толикой надежды. Читать далее
Первый
Как ни странно, лично для меня секрет этого фильма заключается в лиричной, пронзительный музыке Таривердиева..Просто на минуту представьте, что уберем из фильма всю музыку, и что тогда остается? Местами фильм не так богат на диалоги, а могологов, стихотворений, песен- предостаточно. Возможно именно из-за такого акцента на музыке. Вспомните известную сцену, когда главный... Читать далее