Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чём смысл портретной живописи Джузеппе Арчимбольдо?

ИсторияИскусство и культура
Анонимный вопрос
  · 5,5 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 31 июл 2017  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Арчимбольдо внезапно переоткрыли в конце XIX века, после почти пятисот лет забвения – и с тех пор пытаются классифицировать то как маньериста, то как пантеиста, то как стихийного сюрреалиста, но скорее всего его случай немного проще.

Многое в искусстве родилось на пересечениях. Когда в восемнадцатом веке был одновременный культ классицизма и китайского фарфора, люди на картинах начали выглядеть как фарфоровые куклы на фоне античного пейзажа. Когда императора Августа провозгласили египетским фараоном, то есть возлюбленным Птаха и Нун и буквальным божеством на земле, появились гибридные статуи наполовину эллинистического и наполовину египетского манера.

Так вот, Арчимбольдо – это то, что получается на пересечении светского портрета и энциклопедистики.

Что в принципе логично – Арчимбольдо происходит из южной школы, и просто обязан был быть приобщен к возникшему в XIV-XV веках ажиотажу массового систематического натурализма. Это был именно тот период, когда европейские справочники стали делать максимальный акцент на точности фенотипа, и что по цепочке, транзитом через научную иллюстрацию, дало толчок к появлению натюрморта как самостоятельного (хотя пока еще маргинального) жанра.

Иными словами, люди начали рисовать предметы. Просто так. Потому что они красивые.

А что еще люди начали рисовать потому что они красивые? Правильно, портреты.

Натуралистический светский портрет как раз успел получить второе дыхание после средневекового перерыва, и насыщенность оного в художественной среде как раз достигла той точки кипения, на которой всякий, кого имеет смысл изображать, хочет себе не просто портрет, а портрет одновременно классический и оригинальный. Тем более Габсбурги.

Откуда конкретно возникла идея составлять портреты из предметов – мы уже никогда не узнаем. Лично мне импонирует мысль, что Арчимбольдо просто увидел по пути от Милана до Вены что-то такое, что навело его на подобную мысль. Это мог быть банальный крестьянский фестиваль, на котором могло фигурировать чучело с двумя помидорами вместо глаз – тут уже много не надо.

В конце концов, портреты Арчимбольдо не демонстрируют именно смысловой изощренности – их каламбуры не так чтобы многочисленны и не так чтобы замысловаты. Не в сравнении со средним уровнем своего времени, для которого двойной подтекст буквально каждого элемента был почти обязателен. Их сложность скорее именно в их энциклопедичности, множественности предметов и атрибутов, которая больше всего заметна на ботанических работах и в частности в "Весне".

Ну и собственно вот. В принципе, с такой предысторией, кратковременное забвение Арчимбольдо было неудивительным. Потом, в современной эпохе, недостатка в интерпретациях конечно же уже не было – тут сыграло следствие плюрализма самих аналитических методов – но все эти поздние интерпретации являются всего лишь результатами еще одного культурного пересечения, теперь уже двадцатого века: культа формального анализа с одной стороны и неутихающего интереса ко скрытому языку Возрождения – с другой.

Ну и, к тому же, они просто красивые.

https://itunes.apple.com/ru/app/kalendar-pravoslavnyj/id513235253?mt=8  · 8 сент 2017
Арчимбольдо  жил достойной и плодотворной жизнью при имперском дворе, создавая для императора и целого двора картины и другие произведения искусства, а также резные деревянные изделия по случаю турниров, соревнований, свадеб и коронаций, в особенности во время статовства эрцгерцога Карла Австрийского. Так вот серия "Времена года " с которой он прославился, потому что... Читать далее