Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В одном источнике я узнала, что склонность к более высоким умственным способностям передается по наследству; в другом источнике этот факт опровергли. Кто прав?

БиологияГенетика+4
Валерия
  · 1,6 K

Прав тот, у кого лучше методология. Для этого нужно вникать в подробности тех исследований, которые Вы читали (фраза про дьявола, который в мелочах, тут применима на 100%). Не зная этих деталей, сказать об этом трудно, но, например:

  1. исследование должно учитывать альтернативные объяснения и сопутствующие факторы (например, умные люди чаще богаты, реже подвержены вредным привычкам, у них больше шансов дать своим детям возможности для развития на ранних этапах жизни). Идеальное исследование - контролируемый эксперимент, когда исследователь случайным образом формирует экспериментальную и контрольную группы, но это не всегда возможно. В жизни часто происходят естественные эксперименты - события, когда попадание в одну или другую группу происходит близко к случайному.

  2. исследования на больших выборках обычно достовернее, чем на маленьких (но контролируемый эксперимент на выборке из ста наблюдений может оказаться надёжнее, чем простая корреляция на массиве из миллиона, которая упускает важные сопутствующие факторы)

  3. учёные часто занимаются репликацией результатов друг друга. Если результаты работы не удаётся реплицировать на другой выборке (а иногда случается, что и на той же самой), это плохой знак. 

По идее, популяризаторы науки должны заниматься как раз тем, чтобы в доступной форме освещать разные исследования по конкретной теме, взвешивая их достоинства и недостатки. Увы, чаще тяга к сенсациям преобладает над тщательным и кропотливым анализом. 

Возможно, это не тот ответ, которого Вы ждали, но, согласитесь, если учёные, занимающиеся темой профессионально, не могут придти к единому выводу, то странно полагаться на советы экспертов с TQ.

физик-теоретик в прошлом, дауншифтер и журналист в настоящем, живу в Германии  · 19 июн 2018
Ответ на вопрос, безотносительно к предшествовавшей дискуссии в комментариях и ответах… . 1. Генетика важна и играет большую роль Для доказательства этого факта достаточно сравнить результаты исследования IQ одно- и разнояйцевых близнецов, воспитывавшихся в разных семьях, например. А также поглядеть на влияние определённых генетических дефектов. Той же болезни Дауна, в... Читать далее
генетик, ведущий научный сотрудник медико-генетического центра Genotek  · 10 дек 2018
Короткий ответ: склонность к успехам в учебе по некоторым дисциплинам действительно зависит от наследственных факторов, однако заметную роль играют и факторы внешней среды (образование, воспитание, условия жизни). Прежде всего нужно определиться с тем, что мы понимаем под умственными способностями и как именно их измерять и сравнивать у разных людей. Сегодня известно... Читать далее
Анонимный ответ12 июня 2018
В одном вопросе я вижу целую кучу подводных камней. :) Не получается точно сказать, что такое интеллектуальные способности, и сколько их разных. Например, у кого-то хорошо идут занятия музыкой. А еще кто-то музыкой не занимается тк плохо слышит. Как Бетховен (не собака:). А у еще иногих нет возможности заниматься музыкой, тк не живут там, где музыке учат. Как измерить... Читать далее
Дорогрй Rem, простите, если я Вас обидел. Я приаел этот пример только чтобы проиллюстрировать, что такая... Читать дальше
интеллектуал. дизайнер. меломан. мизантроп.  · 11 июн 2018
Оба суждения являются вульгарными, далёкими от науки. Да, индивидуальные особенности наследуются, но совсем не так, как представляет обыватель. Наследование вовсе не означает, что потомок будет таким же умным. Это длительный процесс в течение сотен поколений, сильно зависящий от параметров естественного отбора. Начнём с родителей. Если один из них умный, а другой тупой... Читать далее
Биолог, геолог, преподаватель. В перспективе к.филос.н.  · 11 июн 2018

Всё, в том числе и мозг, можно тренировать и развивать. Если даже в 2-3 года один ребёнок сильно опережает сверстников, а другой также сильно отстаёт, то нет никакой гарантии, что через 10 лет всё не станет наоборот, если первого забросят, понадеявшись на "он и так умный", а со вторым будут заниматься. Кроме, естественно, совсем уж клинических случаев.