Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В Петербурге ввели странный порядок выплат врачам, заразившимся коронавирусом. Деньги правда так сложно получить?

Вопросы о коронавирусе
Григорий Туманов
  · 20,7 K
Мы — журналисты, которые задаются вопросами о том, как жить в России.   · 4 мая 2020

Правительство Петербурга определило размер выплат медикам, которые пострадали во время оказания помощи больным коронавирусом: при инвалидности положено 500 тыс. рублей, семьям погибших — 1 млн. Но на сами выплаты выделено всего 30 млн рублей, а обставлено все многочисленными условиями. «Справка» разбиралась, как работает схема и велики ли шансы на то, что умерших врачей признают умершими именно из-за коронавируса.

Правительство Санкт-Петербурга ввело компенсации для заразившихся коронавирусом медиков двумя постановлениями: первым были установлены суммы, а вторым — сложный порядок выплат.

Признать право заболевшего врача или родственников погибшего на выплату будет специальная комиссия во главе с заместителем главврача. В приложении указано, что комиссия должна в процентах определить вину врача в том, что он заболел коронавирусом.

Власти Петербурга планируют выплачивать по 1 миллиону рублей семьям погибших от коронавируса медиков, 500 тысяч рублей — получившим инвалидность, 300 тысяч рублей — заболевшим и выздоровевшим. На выплату компенсаций выделено 30 млн рублей. При этом, по информации сайта «Север.Реалии», в Петербурге уже 250 медиков с подтвержденным диагнозом COVID-19, 8 из них скончались. Если платить всем, выйдет более 80 млн рублей.

Другое питерское издание «Бумага» указывает, что официально диагноз подтверждают редко: в комитете по здравоохранению сообщили, что подтверждены лишь две смерти, а у остальных погибших медработников могли быть «другие тяжелые болезни» либо они заразились не при исполнении обязанностей.

Как будут работать комиссии

Решение о назначении выплаты будет приниматься после того, как по каждому случаю проведут расследование специально созданные комиссии. В комиссию войдут заместитель главного врача, руководитель медработника (например, заведующий отделением), представитель охраны труда, член профсоюза. Расследование обстоятельств заболевания или смерти займет до пяти дней.

Комиссия должна будет определить, что именно стало причиной заражения. Среди вариантов в документе указаны: нарушение санэпидрежима и условий труда, выход из строя систем вентиляции, отсутствие или нехватка средств индивидуальной защиты. Отдельный пункт «акта о признании/непризнании» — доля вины работника при заражении в процентах. Какая цифра лишает права на компенсацию или как она будет исчисляться в случае частичной вины, в постановлении не уточняется.

Есть конфликт интересов

Адвокат Ольга Зиновьева, управляющий партнер и руководитель судебной практики «Адвокатской группы ОНЕГИН», заявила «Справке», что в новом порядке есть конфликт интересов. В акте о признании заразившимся коронавирусом должна быть указана причина заражения — отсутствие или недостаточность средств защиты, нарушение правил санэпидрежима или особые условия труда, например, долговременная работа в закрытой на карантин больнице.

Подписать документ должен главврач, и это означает, что ему придется признать недостатки в собственном медучреждении. «Должна быть указана конкретная причина. На наш взгляд, есть определенный конфликт интересов», — подчеркивает Зиновьева.

Логично, чтобы этим занимались другие структуры, например Роспотребнадзор, в задачи которого как раз входят санитарно-эпидемиологические расследования, говорит адвокат.

Нынешний порядок «сильно повлияет» на вероятность получения компенсаций, прогнозирует Зиновьева. Она ожидает, что в ближайший месяц-полтора появятся первые отказные кейсы. Если речь не идет о закрытой на карантин больнице, доказать факт заражения на работе сложно: «Все мы ходим на работу, домой, в магазины — и на каждого могут кашлянуть и заразить».

Адвокат видит два пути: либо работать с отказными исками, либо опротестовать нынешний порядок назначения компенсаций, который описан в постановлении властей Петербурга.