Есть сатирические и философские интерпретации в сети этого произведения, написанного в качестве политической сатиры. Но по прошествии времени, как вы правильно заметили, появляются новые смыслы. Как будто такое "с запасом смыслов" пишут!
Ищут интерпретаторы отзвуки и зашифровки в фамилиях персонажей или прямые соответствия между героями повести и революционерами. Например —
С.Иоффе. Тайнопись в «Собачьем сердце» о том, кто под кем в "Собачьем сердце" закамуфлирован. "Кто на ком стоял", короче☺
Преображенский и Борменталь – это интеллигенция.
Преображенский — Ленин, Борменталь — Троцкий. К.Чугункин/Шарик/П.П.Шариков — Сталин.
Горничная Зина Бунина — Григорий Евсеевич Зиновьев, кухарка Преображенского Дарья — первый шеф ЧК Ф. Э. Дзержинский, председатель домового комитета Швондер — Лев Борисович Каменев-Розенфельд, машинисточка Васнецова — машинистка MX Та Ольга Сергеевна Бокшанская и даже
сова — Надежда Константиновна Крупская. Молодящаяся старуха — Александра Михайловна Коллонтай, человек в военной форме, сообщивший Преображенскому о кознях Шарикова — С. С. Каменев… Как вам такое?
"Преображенский изначально знал и утверждал, что равенства между людьми не существует. Что может быть абсурднее: старый алхимик, критикующий большевиков за возвышение черни, сам же пытается превратить собаку в человека. Ранее было сказано, что Преображенский накладывает на сердце собаки внешность человека, но этим маскирует как раз негодного человека под вполне сносной собакой. В таком жульнически сложном существе алхимической трансформации заключается, собственно, и проблема неудачи революции в России – неблагородный металл пытаются облагородить, но худшее подчиняет себе лучшее. Действительно, если снова начать с имен, которые Булгаков дает своим героям, то мы заметим, что у Клима Чугункина – фамилия «металлическая», причем, чугун – металл очевидно неблагородный, и даже не самостоятельный (естественно существующий) металл, а сплав черных металлов…
Осознав свою ошибку («весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце»), профессор оборачивает операцию вспять, удаляя человеческие гипофиз и семенные железы у Шарикова, возвращая тем самым своего подопытного к соответствию сердца и внешности. Изменение в своих взглядах алхимик демонстрирует в разговоре с Борменталем: "Можно, конечно, привить гипофиз Спинозы или еще какого-нибудь такого лешего и соорудить из собаки чрезвычайно высоко стоящего. Но на какого дьявола, спрашивается. Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно…" Так и продолжает вечно безумный преобразователь Вселенной, напевая арию из «Аиды»…, уродовать мир и вершить никому не нужные революции, ничего этим не добиваясь, каясь в ошибках и снова возвращаясь к началу своего пути. Профессор Преображенский – это Уроборос, змей, который кусает себя за хвост… Интерпретированная через призму алхимического символизма, повесть частично теряет свой сатирический характер, связанный с конкретными историческими событиями, приобретая при этом универсальное значение для истории блужданий человеческого духа."— Алхимический символизм повести М.Булгакова "Собачье сердце"
Немного цитат☺
- Абырвалг!
- И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Это никому не удаётся, доктор, и тем более – людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор ещё не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны!
- Террором ничего поделать нельзя. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать. Они думают, что терроризм поможет. Нет, нет, не поможет. Какой бы он ни был — белый, красный, даже коричневый.