Ревизоры, бухгалтеры и прочие сотрудники компании чаще всего сталкиваются с тремя видами пар инвентаризации в бухгалтерском учёте.
Первая пара – полная и частичная взаимодействует с объёмами товаров, имущества или денежных средств на предприятии. При полной инвентаризации считают все материальные и финансовые ценности, которые есть на предприятии. Сюда относятся – товары, взятые под реализацию или на хранение, оргтехника и мебель фирмы, складское оборудование, деньги, накладные, кассовые чеки и отчёты.
Частичная инвентаризация подразумевает учёт материальных ценностей, группы товаров или денег в кассе. Обычно её проводят, когда один сотрудник сменяет другого.
Вторая пара – натуральная и документальная. Натуральная инвентаризация представляет собой процесс, при котором считают количество товара или имущества. В ходе документальной инвентаризации ведут учёт документов – кассовых отчетов, накладных, товарных чеков.
Третья пара – плановая и внеплановая инвентаризации сопряжены с частотой проведения самого процесса. Если речь идёт о плановом учёте, то в этом случае руководство определяет точные сроки её проведения в течение года.
Внеплановая инвентаризация может случиться в тот момент, когда у руководства возникнут сомнения по поводу добросовестной работы сотрудников и качества продукции. Обнаружатся внезапные потери имущества, позиций товара, недостачи денег в ежедневных кассовых отчётах. Также внеплановая инвентаризация проводится в случаях: