Патриотизм, как правило, определяют как любовь к своей стране и такая любовь кажется достойной и правильной большинству людей. Но в чем смыл клятвы верности куску цветной ткани или географической области? Что, если для лесоруба из штата Мэн такие же лесорубы, живущие в часе езды от него в Канаде, гораздо ближе и понятнее ему, чем серферы из Калифорнии, и ему плевать на линию, нарисованную на карте двести лет назад?
Люди часто сплачиваются вокруг флагов, но не все считают, что это хорошо. Альберт Эйнштейн говорил, что он ненавидит «всю омерзительную чушь, выходящую под именем патриотизма». Лев Толстой полагал, что «вредность и иррациональность патриотизма очевидны для всех». Многие мыслители соглашались с ними. Вполне возможно, что патриотизм приносит больше вреда, чем пользы.
Январский отчет Исследовательской службы Конгресса США под названием «Случаи применения Вооруженных сил Соединенных штатов за рубежом» перечисляет случаи, когда американская армия участвовала в вооруженном конфликте или готовилась к такому конфликту. С 2009 года имели место 25 таких случаев. Социологические опросы показывают, что американцы очень патриотичны (в этом они уступают только жителям Венесуэлы).
В книге «Война, её причины и связанные феномены» Мартин Неттлшип с соавторами показывают, что существует устойчивая корреляция между патриотизмом населения и вероятностью войны.
Причинно-следственная связь пока не установлена твердо, но мысль о том, что патриотизм как превознесение своей страны над другими провоцирует конфликт, кажется очень здравой.
Интересно, что те, кто проявляют любовь к стране, не делают этого традиционными средствами политического участия. Исследования показывают, что люди считающие себя «патриотами» имеют более низкий уровень осведомленности о политических событиях и реже участвуют в выборах.
Некритическая приверженность взглядам любого рода порождает невежество. Более точно об этом могли бы рассказать прицельные социологические исследования, но не стоит ждать, что работы, подвергающие сомнению ценность патриотизма, будут финансироваться правительством.
Многие философы и психологи исследовали соотношение понятий «мы» и «они» в мышлении человека. Они сходятся на мысли, что патриотические чувства порождают недоверие к тем, кто не входит в одну с «патриотом» этническую или социальную группу.
Исследование, проведенное в 2013 году в Университете Техаса в Арлингтоне, нашло корреляцию между самоидентификацией себя по национальному признаку и негативным чувствам к эмигрантам из Латинской Америки. Ученые не употребляли слов «национализм» или «патриотизм», но всем и так понятно, о чем идет речь.
Понятие «страна» может соотноситься с землей, культурой, людьми, правительством или сочетанием этих феноменом. Вся патриотическая мифология направлена на то, чтобы заставить ощутить «реальность» страны. Люди начинают думать, что «страну» можно защищать любыми способами.
Известно, что антитеррористический Patriot Act в США нарушает 6 из 10 пунктов «Билля о правах», входящего в американскую конституцию.
Проведенный в 2005 году опрос Gallup показал, что 55% американцев выступают за то, чтобы сжигание флага считалось преступлением. Но суды приняли решения, согласно которому сжигание флага является политическим заявлением, а потому охраняется первой поправкой к конституции США. Иными словами, более половины американцев готовы были нарушить закон ради своих патриотических чувств.
В 1991 году во время военной операции в Ираке был наложен запрет на показ гробов убитых американских военнослужащих. Отменили его только в 2009. Считалось, что эта мера призвана охранять частную жизнь семей убитых, но в этом ли было дело? Первый подобный акт был принят еще в 1798 году во время подготовки войны с Францией.
Патриотизм приводит не только к цензуре, но и самоцензуре, он побуждает журналистов утрачивать свою функцию и становиться пропагандистами. А от этого еще ни одному обществу лучше не стало.
Ненависть и недоверие появляются в наших сердцах легче, если для этого есть плодородная почва. И, наоборот, патриотизм легче укрепляется, если мы начинаем третировать какую-либо группу людей, непохожих на нас. Немецкий патриотизм при Гитлере, например, строился на демонизации евреев.
Простой пример: картошка фри в американском McDonald's называется French fries. Когда Франция в 2003 году отказалась от участия в военной операции против Ирака, картошка стала называться freedom fries. По всей стране начали ходить анекдоты и нелепые истории о французах. Хотя никакого вреда французы американцам не причинили — просто их президент отказался участвовать в военной авантюре.
Профессор Университета Южной Флориды Эдуард Кисси изучал случаи геноцида в Эфиопии, Камбодже и Руанде. Он установил, что народ видит патриотизм и национализм основными способами выразить лояльность государству. Когда патриот счиатет действия государства патриотическими, он готов пойти на самые ужасные вещи.
Кроме того, патриотизм заставляет молчать тех, кто при иных условиях был бы несогласен с политикой правительства. Во время Второй Мировой войны 127 тысяч американских граждан японского происхождения были интернированы в лагеря. И почти никто из других американских граждан не возражал.
Поддержание патриотизма стоит больших денег. Пилотажная эскадрилья ВМФ США Blue Angels неизменно вызывает чувство восторга у зрителей. Но ее содержание стоит 40 миллионов долларов в год.
Подобных «маркетинговых» расходов на патриотизм много в бюджетах всех стран. И, разумеется, все это происходит на деньги налогоплательщиков. Деньги, которые можно было бы тратить на медицину и образование.
Ричард Пол возглавляет направление исследований и профессионального развития в Центре критического мышления в Калифорнии. По его многолетним наблюдениям, патриотизм слишком часто служит оправданием для манипулирования историческими и другими фактами. Постепенно такое манипулирование становится непроизвольным, а способности трезво оценивать ситуацию у человека снижаются.
Все приведенные выше аргументы могут быть так или иначе опровергнуты патриотически настроенным читателем. Но давайте задумаемся — а что может дать нам патриотизм?
Больше свободы? Больше процветания? Вряд ли. Тогда зачем?
Люди будут защищать свои дома и свои семьи без всякого навязанного сверху «патриотизма», просто потому, что это ИХ семьи. И для этого им не понадобится идол, завернутый в звездно-полосатый (или трехцветный) флаг. А пока эта страшная минута не пришла (может быть, и не придет), давайте просто жить так, как мы умеем.