Мнение психологов и мнение этологов по этому вопросу не совпадают. Озвучу позицию этологов.
В процессе эволюции социальных видов, в ходе группового отбора - закрепляются модели поведения, способствующие функционированию группы животных - как организованного социума. На этой базе - формируются социальные инстинктивные поведенческие программы - своеобразные "правила общежития", которые могут быть даже направлены против личных интересов отдельных особей - но способствуют процветанию сообщества.
Собственно, более высокая социальность кроманьонцев - помогла вытеснить им с эволюционной арены - индивидуально более сильных и адаптивных неандертальцев… "Гуртом и батька бити сподручно"!
Та часть библейских заветов, которая, собственно, и содержит моральные правила поведения - как раз демонстрирует общепринятые в животном мире правила первичной, то есть биологической морали, данной социальным животным с высокоразвитой ЦНС, включая человека - врождённым образом. То есть на инстинктивной основе. Это то, что проявляется вне цивилизационных и культурных напластований. Дети "Маугли", не знали речи и культурного поведения, но вполне себе отличали "добро от зла", то есть - правила первичной морали - понимали без всякой социализации.
Ни одна стая волков - не сможет существовать как организованный социум, без соблюдения этих инстинктивных правил первичной морали:
И наипервейшая из "заповедей" биологической морали - не убей БЛИЖНЕГО своего! Только вот животный мир - сильно отличается по вопросу, относительно того, кого считать ближним… Все ли представители данного вида будут являться ближними, или только представители своего стада, стаи , племени. Для человека разумного - под понятие "ближнего" - попадают, в основном, люди ближнего круга окружения (число Данбара). Именно по отношению к ним - правила биологической морали - соблюдаются особо твёрдо. Это связано с тем, что наш вид - эволюционировал в форме племён - достаточно небольших, близкородственных группировок, зачастую очень жёстко конкурирующих с другими подобными группировками. Поэтому, соблюдая правило "Не убей БЛИЖНЕГО своего", но при необходимости убийства - люди ищут предлог… Находят ОТЛИЧИЯ того, кого предстоит убить, от ближнего своего…
Даже в случае простого "наезда" - это тоже работает - "А чего он, дурак, без шляпы?".
Итак - главные "заповеди биологической морали":
- Не убей ближнего своего, а дальнего - по обстоятельствам
- Не возжелай кормовой территории, убежища, самки, детёнышей - ближнего твоего (а дальнего - по обстоятельствам)
- Не сотвори себе кумира - кроме вожака стаи твоей
- Не обидь детёныша малого, самку беременную, сородича, вставшего в позу покорности, позу подставки или детскую позу.
- Умри за други своя, и кормовую территорию стаи твоей.
- Не введи сородичей в опасность - ложною информацией…
Много таких морально этических правил "оформила" природа для социальных животных. Но даже для животных - одних ВРОЖДЁННЫХ ЗАДАТКОВ морали - недостаточно.
В стае волков - волчонок, подрастая, должен социализироваться. Надстроить свою "первичную" мораль - правилами поведения и отношений - характерными именно для этой конкретной стаи. Формируя вторичную мораль -нравственность, которая уже является культурной компонентой.
Интересно то, что в стае шимпанзе - первые социальные навыки, которым мать обучает детёнышей - это как правильно приветствовать старших сородичей, в зависимости от ранга, занимаемого ими в стае.
Обезьяны, обученные символическим языкам-посредникам - очень охотно используют слова "пожалуйста" и "спасибо". (Зорина З. А. Языковые» способности человекообразных обезьян ).
Также как и у людей - проявление морали и нравственности у животных - зависит от врождённого (и приобретённого) рангового потенциала особи. Максимально проявляясь только у особей "средних" рангов.
Извините, не успеваю закончить текст… Отключают электроэнергию. Ели что-то непонятно - задавайте вопросы - отвечу позже!