Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

За что сожгли ученого Джордана Бруно?

История средневековья
ПАТРОЛОГИЯ
  · 10,5 K
Писатель, публицист. Специализация — история экономики, СССР 1920-30-х, история...  · 29 сент 2019  ·
astankevichyus

Прежде всего стоит заметить, что Джордано Бруно не был ученым ни с точки зрения современной науки, ни с точки зрения натурфилософии того времени. Бруно был весьма суеверным человеком, практикующим магию и исповедующим пантеистические убеждения.

Что касается обвинений, которые ему предъявлялись, то их число весьма внушительно. Мы можем узнать достаточно подробностей о них благодаря "Краткому изложению", состоящему из 261 пункта и содержащих материалы доносов на Бруно, формулировки обвинений и его личные взгляды. Там можно найти обвинения, в т.ч. политического и личного характера. Ниже я попробую извлечь самые интересные моменты:

4. Я не слышал от него, что он хотел учредить в Германии секту джорданистов, но он утверждал, что когда он закончит некоторые свои исследования , он станет известен, как великий человек...

6. Ругал Венецианскую республику за то, что она позволяет монахам пользоваться имуществами.

10.…Кроме того, он говорил, что знает больше, чем апостолы, и что если он только захочет, то сможет добиться того, чтобы весь мир придерживался одной веры.

12….Он рассказывал, что однажды, то ли в Германии, то ли в Англии, при гаданиях по книге предсказаний, каждому выпадал какой-нибудь стих Ариосто, и ему выпал такой стих: “Враг всякого закона, всякой веры”, чем он весьма бахвалился, говоря, что ему выпал стих, согласный с его природой.

13. Он говорил, что церковь управляется невеждами и ослами. Много раз он говорил, что в Германии в прошлые годы высоко ценились сочинения Лютера, но что теперь их больше не признают, ибо после того, как отведали его [Бруно] сочинений, не желают ничего иного. И что он основал в Германии новую секту, и, если его выпустят из тюрьмы, он вернется туда, чтобы учредить и оформить ее наилучшим образом, и хочет, чтобы она называлась сектой джорданистов. Когда же он попытался и меня также вовлечь в свою секту, я ответил ему, что не хочу быть ни джорданистом, ни органистом. Он рассказывал, что однажды в игре ему выпал по жребию стих “Враг всякого закона, всякой веры” и что это очень подходило к его природе, чем он гордился и похвалялся.

15...Дня не проходило, чтобы он не высказывался о церкви; он говорил, что управляющие ею монахи и священники — невежды и ослы.

26…. Он же, допрошенный: — Дважды, беседуя со мной, он [Бруно] говорил, что в боге нет троицы, и великое невежество и богохульство утверждать, что бог троичен и един.

83. Он же, допрошенный: — Он много раз утверждал, что мир вечен и что существует множество миров. Еще он говорил, что все звезды — это миры, и что это утверждается в изданных им книгах .

92…Я полагаю вселенную бесконечной, то есть созданием бесконечного божественного могущества. Ибо я считаю недостойным божественной благости и могущества, чтобы бог, обладая способностью создать помимо этого мира другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир. Таким образом, я заявлял, что существуют бесконечные миры, подобные миру земли, которую я вместе с Пифагором считаю светилом, подобным луне, планетам и иным звездам, число которых бесконечно. Я считаю, что все эти тела суть миры, без числа, образующие бесконечную совокупность в бесконечном пространстве, называющуюся бесконечной вселенной, в которой находятся бесконечные миры. Отсюда косвенно следует, что истина находится в противоречии с верой.

94. На четырнадцатом допросе, по существу, отвечал в том же роде относительно множества миров и сказал, что существуют бесконечные миры в бесконечном пустом пространстве, и приводил доказательства.

95. Спрошенный, отвечал: — Я говорю, что в каждом мире с необходимостью имеются четыре элемента, как и на земле, то есть имеются моря, реки, горы, пропасти, огонь, животные и растения. Что же касается людей, то есть разумных созданий, являющихся, подобно нам, телесными существами, то я предоставляю судить об этом тем, кто хочет так их называть. Однако следует полагать, что там имеются разумные животные.

111. Он же, допрошенный, показал: — Рассуждая о людях, убивающих животных, он жалел животных и говорил, что эти люди поступали дурно и что Авель был палачом, а Каин честным человеком. Иного о смерти Авеля не говорил.

117. Брат Челестино, капуцин, сосед Джордано по камере в Венеции, донес: — Джордано говорил, что Моисей был коварнейшим магом и легко победил магов фараона, будучи более опытным в магическом искусстве. И что он лгал, будто бы говорил с богом на горе Синай, и что данный им еврейскому народу закон был выдуман и измышлен им самим.— Сослался на свидетелей соседей по камере брата Джулио де Сало, Франческо Вайа, Маттео де Орио.

118. Он же, допрошенный, показал: — Он считал и проповедовал, что Моисей был великим магом, и что данный им еврейскому народу закон был создан с помощью магического искусства.

169. Джордано говорил, что Христос — пес, …козел… (В оригинале непереводимое ругательство: becco fottuto), пес; говорил: “Предатель, кто правит этим миром, ибо не умеет им хорошо управлять”. И, подняв руку, показывал кукиш небу.

179. Он же, допрошенный, показал: — Однажды я пришел к нему, когда он был в постели, и найдя рядом с ним паука, убил его. А он сказал мне, что я дурно поступил, и стал рассуждать о том, что в этих животных могла быть душа какого-нибудь из его друзей, ибо души после смерти тела переходят из одного тела в другое. Он утверждал, что прежде уже был в этом мире и много раз возвращался после смерти в тело человека или животного. Я смеялся над этим, а он порицал меня за то, что я смеюсь над такими вещами.

182.Франческо Грациано, другой сосед по камере, допрошенный, показал: — Он говорил, что души, уходя из одного мира, переселяются в другой, и что он сам был уже прежде в этом мире в образе лебедя; а мы, заключенные, смеялись над ним.

192. Франческо Грациано, сосед по камере в Венеции, показал: — В тюрьме он составлял гадальную книгу и чертил круги, внутри которых были стихи из псалмов. Он говорил, что это верный способ постичь судьбу, и хвастался, что, постигнув ее, совершит великие дела.

212. Признался, что восхвалял многих еретиков, и особенно государей, за моральные добродетели.— В своей книге “О причине, начале и едином” я восхваляю королеву Англии и называю ее божественной не в значении религиозного атрибута. Я сознаю, что впал в заблуждение. Я не знаю короля Наваррского. Я говорил о нем, что он стал еретиком лишь из-за государственной необходимости. Я никогда не восхвалял его за то, что он принадлежал к еретикам.

257. Так же сказал, что звезды суть ангелы, в таких словах: — Звезды являются также ангелами, одушевленными разумными телами, и в то время, как хвалят господа и возвещают его могущество и величие, через каковой свет и письмена, высеченные на небосводе, “небеса проповедуют славу божию”.

258. Также говорил, что земля одушевлена, обладает не только чувствующей, но и разумной душой…

261. Также считает, что существует множество миров, множество солнц, в которых с необходимостью имеются вещи, подобные в роде и виде тем, что имеются в этом мире, и даже люди, как сказано выше в длинном отступлении.

Исходя из "Краткого изложения" мы можем дать Джордано Бруно следующую характристику:

  • человек с очень высоким самомнением, почти одержимый, который пытался обрести общемировую известность и стать учителем и кумиром для многих людей за счет брошенного им вызова всем светским и духовным властям, устоям и ценностям общества, научному миру того времени. Возможно, что Бруно в глубине души презирал окружавших его людей, считая их дураками. Вероятно, он был также вегетарианцем.
  • человек, который, по всей видимости, умышленно "лез в петлю", не собираясь спасать себя от смертной казни. Бруно высказывал свои идеи настолько открыто и откровенно, что касательно такого его поведения можно предположить три варианта: 1.) Он был очень глупым и наивным; 2.) Он был очень фанатичным и готовым идти на смерть, в расчете на известность после казни и репутацию мученика; 3.) Он был сумасшедшим. Все три варианта правдоподобны — Бруно поносил христианство, которое исповедовало в то время абсолютное большинство населения; хвалил протестантов в самый разгар противостояния католического и протестантского миров; открыто практиковал магию, которая преследовалась и светскими, и церковными властями. Подобное мог вытворять только лишенный чувства самосохранения, фанатичный или глупый человек.
  • "научные" взгляды Джордано Бруно очень далеки от науки. Монах-еретик верил в реинкарнацию, в одушевленность и разумность небесных тел (!), земли, насекомых и т.д. Хотя его утверждение о множественности миров, подобных солнечной системе, подтвердилось, во всем остальном он ошибался. Другие звездные системы и планеты, по всей видимости, пустынны и непригодны для жизни. Вселенная не бесконечна, как и "миры" в ней. Нет и пустого пространства. В утверждениях Бруно не было ничего научного, он лишь делал догадки и предположения, многие из которых воспринимал как истину.

Он слишком много знал и слишком много говорил, поэтому стал неугоден более сильным того времени.

Первый

За вольнодумство, за то, что шел не перекор церкви (осорбление христианской веры, отрицание церковных догм) и обществу. В противовес церкви утверждал, что Земля круглая (а не плоская) и вертится вокруг своей оси и Солнца и многое другое.