А у смертных есть выбор, рождаться им на свет или не рождаться? Или в какое время появиться на свет, например в первые века христианства, или в средние века или же в наше время? В какой семье, какого пола, в каком городе родиться, и т. д. Так же может ли человек выбирать, когда ему умереть и стоит ли ему воскреснуть? Думаю что ответ очевиден.
Для разрешения в том числе и этих вопросов, Максим Исповедник в своем учении вводит понятие тропосов (способов) бытия, выделяя три: тропос бытия - создание Адама и Евы; тропос благо/зло бытия - это рождение человека; и тропос пакибытия - это воскресение людей. Так вот, два крайних тропоса - создание человека и его воскресение, соединятся в результате серединой - его благой или злой жизнью. А какой именно, Бог дал человеку власть произволения самому избрать. Таким образом, Бог предопределил создание человека, его рождение и его воскресение… , в соответствии с тем, что Бог предвидел, во что человек превратится.
Дело в том, что Бог волю человека использует как предлог для его же спасения. … ибо премудрый Творец взял в качестве отправного пункта для будущего исхода лукавство дел наших и воли нашей, дабы исполнить Свое домостроительство, говорит Исаак Сирин.
Ибо если всякая неправда составляет Божью правду, говорит Апостол Павел, что скажем на это? : "Аще ли неправда наша Божию правду составляет, что речем?" ( Рим. 3,5) Станем ли говорить, что делая неправду мы будем соработниками Богу, ведь нашей неправдой Он совершает Свою правду.
Таким образом, воля Бога всегда первостепенна по отношению ко всякой воле, она первая и главная причина всякого действия, воля же человека второстепенна, и служит предлогом для достижения Божественной цели.
Исаак Сирин говорит так же по этому поводу следующее:
Ты видишь, что, хотя промыслительная забота Божия ведет нас к цели, соответствующей воле Его, средства для достижения этой цели берутся, по внешнему представлению, от нас же; а ведь Он любыми средствами достигает того, что предназначил Он к нашей пользе. Все это потому, что, зная заранее нашу склонность к впадению во всякие пороки, Он предвидел разрушительные последствия этого. Итак, эти самые последствия Он премудро сделал входом, ведущим к благам и к исправлению нашей поврежденности: это блага, которые только Ему известны. Но после того, как мы на практике мало помалу получали помощь от этих вещей, когда они происходили, мы осознали и поняли их; ведь не могло всё произойти иначе, чем в соответствии с тем, что Бог предвидел.
Таким образом, имея от Бога власть произволения, человек будучи смертным в этом веке, в поисках истинного блага, вынужден постоянно выбирать из за недостатка ведения. Так вот этот самый выбор человека, который Бог предвидел, Он использовал как предлог в Своем спасительном промысле.