Молитва за врага открывает дорогу примирению.
Если рассмотреть этот вопрос на бытовом уровне, то перед нами, как правило, встаёт следующая ситуация: "рано утром два барана повстречались на мосту". Часто встречаются конфликты, где каждая из сторон считает себя безоговорочно правой. Никто не может допустить даже и мысли об уступке.
На этой почве удобно произрастает инфернальная злоба, которую как фиговым листом прикрывают "справедливостью". Эта злоба отравляет самое сердце человека, убивая в нём человека, делая его подобием даже не хищного животного, а врага человека – диавола.
Если посмотреть на такие конфликты со стороны, то окажется, что они ничего не стоят: не так посмотрел, не с той интонацией сказал, не поделился, не уступил, короче – не сделал по-моему. Но если выслушать каждую из сторон, то окажется, что у обеих есть железобетонные аргументы, почему право именно моё "Я", а не твоё. Каждый будет до конца своих дней ждать уступок, поражения и капитуляции коварного противника, а самое главное – признания, что "Я", "Я" всё-таки оказалось право.
Снаружи такие упёртые ситуации представляют из себя неприступные крепости. Взять их невозможно. Никто не желает уступать. Все ваши аргументы – ничто, потому что задето моё "Я", ему нанесли непростительную рану, должно свершиться возмездие! Меня обидели, "Я" испытало страдания, а значит противник должен понести урон, тоже должен испытать на себе мои задетые чувства. Короче, жажда справедливости требует умножения зла: оплата той же валютой – зло, за зло.
Если же вы готовы потерпеть обиду, вот этот самый косой взгляд, не то слово, неучтивый поступок, то вы оставляете дверь открытой, мост для примирения целым. А как это сделать? Человек вспыхивает гневом как солома, сразу же как только ткнули палкой в его "Я". Охваченный гневом он превращается как будто в безумца, который не отдаёт отчёт о своих действиях. Остыв, многие поначалу понимают, что наговорили и натворили много глупостей, хотя сразу начинают все эти глупости покрывать фиговыми листами (самооправдывающей справедливостью).
Как же справиться с этими бесконечными противостояниями, где каждый отстаивает свой ранимый эгоизм? Вот, Господь говорит как – молиться за врагов. Это и в вашем сердце держит дверь открытой, и Богу открывает путь в вашу неприступную крепость.
Если хотя бы один ищет примирения, Бог может сокрушить другую крепость.
---
Добавлю к ответу и немного богословской составляющей.
Человек задуман и призван к уподоблению Богу по качествам. Бог терпел нас, меня, тебя, Шауля, Адриана, Алексиса, Святослава, всех нас, когда мы были ещё его врагами, умер за нас, когда мы были не праведниками, а грешниками, восстающими против Бога и Его законов мироздания. До этого дня Он не только держит Свою дверь открытой, но стоит у ворот наших крепостей и стучит в них. А мы Его поливаем горящей смолой со стен, забрасываем камнями, стрелами, возводим дополнительные заграждения. Бог всё это терпит, оставляя свою дверь открытой, в которую приглашает нас войти. Мы призваны действовать точно так же.
На другой аспект обращает внимание апостол Иоанн Богослов. Не буду долго рассуждать о нём, просто приведу цитату:
кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего
1 Ин. 4:20