Св. Игнатий Брянчанинов говорит, что рай находится на востоке и по указанию: колено, из среды которого должен был произойти по плоти Господь наш, располагалось станом на восток во время путешествия Израильтян по пустыне в землю обетованную; в знаменитом храме Соломона врата Господни находились на востоке; распятый Господь взирал к западу от востока, и мы, устремляя к Нему взоры, кланяемся на восток. Новозаветные православные храмы строятся алтарем к востоку; при совершении молитвословий вне храмов всегда обращаемся к востоку; усопших наших погребаем, обращая их лицом к востоку, в надежде воскресения, в надежде возвращения в рай.
Святой бытописатель изображает рай обширнейшим садом, преисполненным всякого рода плодовитыми и прекрасными для вида древами, взятыми с земли. Из Едема выходит река, напаяющая рай, и оттуда разделяется на четыре начала. Такое описание рая, имена протоков райской реки, исчисление стран, по которым идут эти протоки, подали повод некоторым заключить, что рай находится на земле. Но протоки реки райской, нося название известных земных рек, имеют одно общее начало, прежде составляют одну реку, потом разделяются на четыре протока; этих условий не выполняют тождеименные им земные реки, отстоя одна от другой истоками своими весьма далеко.
Не на земле находится рай, рай на небе. Хотя и имеет с землею ближайшее отношение и сходство. Само устроение рая названо не сотворением, а насаждением, заимствованным с земли, так как с земли взяты были и жители для него. Определение места на земле для земного рая ставит защитников этого мнения в такое затруднение, что они вынуждены прибегать к другой ложной мысли - что земной рай уничтожен всемирным потопом.
Апостол Павел, восхищенный на небо, восходивший «до третьего неба», поведал о себе, что он был «восхищен в рай и слышал неизреченные слова…» (2 Кор. 12:2, 4). « истинно говорю тебе, [сказал распятый Спаситель сораспятому с Ним разбойнику] ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23,43). Очевидно, что разбойник душою помещен в рай; тело же его, по пребитии голеней, снято со креста и предано земле.
Помещение души разбойника в рай объясняет как свойство души (что она тонкое тело), так и свойство райской природы, состоящей из тонкого вещества, соответствующего жителям своим – сотворенным духам. Сверх того, этим объясняется состояние тела Адама до его падения: в святом теле своем Адам был способен обитать в одном жилище с сотворенными духами, как будут обитать с ними на небе святые человеки в телах своих по воскресении. "Небо, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – есть объем тварей видимых и невидимых. В нем заключаются и им ограничиваются умные силы Ангелов и все чувственное. Одно только Божество беспредельно".
"Рай, – говорит блаженный Феофилакт Болгарский, – есть село духовного покоя". Рай, по сказанию этого учителя Церкви, был чувственным: Адам видел его, плоды деревьев райских употреблял в пищу, веселился там духовно. В этот рай, древнее достояние и отечество человека, возведен разбойник, исповедавший на кресте Господа. Святой Макарий Великий говорит: "Премирный и горний Иерусалим, идеже Рай”. (Беседа XXV, гл. 7).
Итак, земля служит некоторым подобием рая. Священное Писание сравнило плодороднейшую долину Содомскую, до ее запустения, орошенную водами Иордана, с Божиим раем (Быт. 13,10)
Рай, вечная жизнь и Царство Небесное – это одна и та же реальность. Мы не будем сейчас углубляться в анализ соотношения понятия «рай» с понятиями «Царство Божие» и «Царство Небесное». Очевидно главное: рай – это вечная жизнь в общении и единстве с Троичным Богом, Говорит митрополит Иерофей (Влахос ).
Господь наш Иисус Христос «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». (Лк 17.20-21)Господь заповедал искать прежде Царствия Божия: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Мф 6,33) но не на земле, не в каких то скрытых и укромных ее уголках, а в себе самих. «Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь» (Лк 17,22-23). Что можно найти на земле, да и землей в писании назван человек (Быт. 3,19), именно в таком понимании рай насажден на земле ( в человеке, его душе).
Человек земной, видимый, есть человек внешний, только похожий на внутреннего, напоминающий его, но очень далекий от него. Сама душа человека сокрыта от него и человек не познал себя, кто он и как выглядит в духовном видении, и что из себя представляет. Пока человек живет плотью и находится в противоестественном для себя состоянии, он противится Богу, но как только войдет в естественный свой чин, то сразу освободится от рабства греховного и примет Бога, ибо душа человеческая Божественна и как только озарится Божественным светом, сразу стремится к своему Создателю. Мы все люди не те, какими себя принимаем и знаем, это глубочайшее заблуждение, вызванное сильным повреждением от грехопадения. Мы лишены истинного разума и света, от которого могли бы увидеть и познать себя и Бога, посему видим все искаженно, как на ощупь во тьме гадательно познаем все окружающее нас. Лишившись света, человек от того, кто помрачает его получает только ложь (Пс 115,2) и сам становится ложью. Внутренний человек есть рай, а внешний стал адом. Как и небо есть рай, а земля стала адом. Господь наш есть дверь, которой мы выходим из ада, распиная свою плоть греховную и входим в Рай верой в Господа нашего Иисуса Христа. Начав жить по Духу, человек, его душа, воскресает вместе с Господом, и становится Раем по смерти самого тела, и окончательно освобождается из тюремного заключения, из гроба, которым являлось для души тело. Она (душа) воссоединяется во Христе Иисусе с подобными ей, на небе, и будет царствовать с Господом тысячу лет (много лет) (Откр 20,6).
Рай не изменился после грехопадения Адама, изменился сам человек, он был изгнан из рая, на землю, которая за него была проклята (Быт 3,24). Посему утверждение что рай был сначала на земле, а потом был перемещен на небо не основательно и абсурдно, ибо не рай подлежал изменению, а сам человек, именно в человеке, в его душе райский сад превратился в пустыню бесплодную, когда он отпал от Бога.