Протестанты обычно придерживаются своей сотериологической доктрины «оправдания только верой», полагая что после искупительного подвига Христа спасение есть нечто уже совершившееся и от нас не зависящее: "Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар" (Еф. 2,8). Православие же рассматривает в спасении человека участие двух сторон: как Бога так и человека. Объективной стороной нашего спасения является все то, что сделано Богом ради нас, не в чем не зависящее от нас, но являющееся даром Божиим. Другой же, субъективной стороной нашего спасения является усвоение этого спасительного Божьего дара каждым отдельным человеком: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его…(Мф. 11,12) и еще: "…со страхом и трепетом совершайте свое спасение…"(Фил.2,12). Таким образом, спасение синергично, оно предполагает соработничество Бога и человека.
Так же православие рассматривает два аспекта нашего искупления Господом: положительный и отрицательный. В положительном аспекте цель искупления заключается в обожении человека и через него – всего мира, в отрицательном же аспекте искупление состоит в устранении преград, которые с определенного момента отделяют человека от Бога. Этими преградами являются грех, проклятие, дьявол и смерть.
Для более полного понимания тайны искупления, в которую желают проникнуть даже Ангелы, православные отцы Церкви используют различные Библейские и святоотеческие образы совершенного Христом спасения. Это прежде всего юридический образ, в котором термин "искупление" или "выкуп" происходящий от греческого слова "аполитрасис" буквально означает покупку на рынке или выкуп пленника. Это та цена, которая вносилась за тех, кто находился в плену и кто не мог самостоятельно себя освободить. У Апостола Павла есть такие слова в Первом Послании к Коринфянам: "Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков…" (1 Кор. 7,23). В общественных отношениях того времени была распространена практика, в соответствии с которой выкупленный раб становился в древнем Риме чуть ли не членом семьи того благодетеля, который его выкупал. И в этом содержится глубокий смысл, что так как Христос искупил и освободил нас от рабства греху и дьяволу, то мы уже принадлежим именно Ему. К юридическому образу в большинстве контекстов относятся и используемые в Писании термины: «жертва», «оправдание», «умилостивление». Юридической является и тема посредника, крестом соединяющего человека с Богом. Но несмотря на популярность этого образа, он не должен избираться из всех других образов искупления, как самый подходящий и правильный. Все они (образы искупления) даны нам как взаимодополняющие друг друга и расширяющие наше хотя и "гадательное" далеко не полное понимание тайны искупления.
Господь устами пророка Исаии говорит:"…за ничто были вы проданы, и без серебра будете выкуплены…народ Мой взят даром…" (Ис. 52,3-5) и в другом месте: "…которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши…" (Ис. 50,1) Получил ли Бог какие либо блага, по которым принужден Он был бы вознаграждать как должник? Ведь если Он не получил за наше пленение ровным счетом ничего, не убытка и не вознаграждения, то и выкуп должен пониматься несколько иначе. Господь освободил пленников не по мзде и ни по дарам, как написано у Исаии: "Аз возставих его со правдою царя, и вси путие его правы: сей созиждет град Мой и пленение людий Моих возвратит, не по мзде, ни по даром, рече Господь Саваоф" (Ис. 45,13).Владимир Лосский говорит: "… грех уничтожен, владычество лукавого сокрушено. Поэтому слово «выкуп» приобретает теперь другое значение: это – отданный диаволу долг, как подчеркивается в святоотеческой литературе первых веков. Бог дал диаволу власть, но потом отнял ее за то, что он превысил свои права и напал на неповинного". Как и Апостол Павел говорит: "отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою" (Кол. 2,15) и в другом месте: "зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца" (1 Пет. 1,18).
С другой стороны Григорий Богослов говорит, что приемлет Отец, не потому что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силой, и возвел нас к Себе через Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим… Конечно, несомненно Христос Сам Себя приносит Богу, чтобы Ему Самому похитить нас у обладавшего нами и чтобы взамен падшего принят был Помазанный, потому что Помазующий неуловим. Так рассуждаем о сем.
Таким образом, эти два образа - долг, уплаченный Богу, и долг, уплаченный диаволу полноценны лишь вместе взятые для обозначения в существе своем непостижимого деяния, которым Христос вернул нам достоинство сынов Божиих, говорит Владимир Лосский. С другой же стороны не стоит забывать, что Христос принес Свою человеческую жертву так же и человеку, то есть нам. Он пожертвовал Собой ради нас: "А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего" (2Кор.5,15)
Пастырский образ, в котором Христос предстает как Добрый Пастырь, взыскующий заблудшую овцу, сохраняющий стадо от волков и ведущий его на тучные пастбища: "Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?" (Мф. 18,12) и еще: "Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей" (Ин. 10,26-28) и в другом месте: "Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Ин. 10,11).
Воинский образ представляет Христа как крепкого мужа, побеждающего разбойника или врага и отнимающего у него добычу: "Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его" (Мф. 12,29) Образ воина победившего ад, сломившего железные вереи и связавшего дьявола: "Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани … Господь сил, той есть Царь Славы" (Пс. 23,7-10) и еще: "яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи" (Пс. 106,16).
Один из наиболее значимых образов в святоотеческой традиции - это Образ врача, исцеляющего недугующее грехом человеческое естество: "не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мк. 2,17) так же этот образ наиболее полно раскрывается в притче о милосердном самарянине: "…Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем…" (Лк. 10,25-37)
И наконец «дипломатический образ» или «образ Божественной премудрости» , символ «Божественной хитрости" У свят. Григория Нисского согласно этому образу, жертва Христова есть предназначенная для дьявола «ловушка», в которой человеческая природа Христа была как бы приманкой на крючке Его Божества. Диавол бросился на жертву, но крючок пронзил его: он не может поглотить Бога и умирает. В Книге Иова этот образ отчетливо явлен, когда отвечал Господь Иову из бури: "Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его?" (Иов. 40,20)
В западной традиции у католиков получила распространение так называемая юридическая теория искупления,в соответствии с которой первородный грех есть преступление справедливого порядка, установленного Богом. Нарушив данную ему в раю заповедь, человек обесчестил Бога и нанес оскорбление Божественному величию. Бесконечное величие и справедливость Бога требуют и бесконечного искупления совершенного против Него преступления. Однако конечность человеческого существа не позволяет ему выполнить условия бесконечного искупления, поэтому Сам Бог в Лице Своего Сына берется принести безмерный выкуп, дабы справедливость была удовлетворена.Эту теорию разделяли Лютер и Кальвин, говоря уже не только об удовлетворении Божественной справедливости, но и о гневе Божием, который смогла утолить лишь смерть Христа на Кресте.
В православном же понимании грех – это не преступление или оскорбление в юридическом смысле и не просто некий безнравственный поступок; грех – это прежде всего болезнь человеческой природы. Поэтому и искупление мыслится как освобождение от болезни, как исцеление, преображение и в конечном счете обожение человеческого естества. Православная мысль не заключает тайну искупления исключительно к Крестной смерти Господа. Напротив, вся земная жизнь Христа Спасителя, от момента Боговоплощения и до Вознесения, имеет искупительное значение. Каждое событие земной жизни Господа является исполнением предыдущего и без него невозможно. И свести тайну искупления к какому-то одному событию, будь то Голгофская жертва или Гефсиманское борение, – значит обеднить все прочее, свести все остальные события земной жизни Христа просто к набору иллюстраций, дидактических картинок.
Так же и понимание первородного греха у католиков и протестантов весьма отличается от православного. Говоря о первородном грехе следует различать личный грех наших прародителей и его последствия, ставшие природным свойством, распространившимся на всех людей. Под последствиями первородного греха в широком смысле понимаются смертность, тленность, страстность и удобопреклонность ко греху, однако в собственном смысле под последствием первородного греха, от которого человек освобождается в таинстве крещения понимается противоестественный союз диавольской и человеческой воли, оскверняющий человека и делающий невозможным ему быть с Богом в вечности. Именно это последствие первородного греха убирает Таинство Крещения. Что же касается смертности, болезней и прочего, то эти последствия будут убраны после того, как мир окончательно преобразится, уже после Второго Пришествия Христова. После Крещения в человеке по-прежнему остается и свободная воля и возможность выбрать, быть ему с Богом или нет.
Таким образом, в крещении происходит не уничтожение свойственных нашей поврежденной природе смертности, тленности, страстности и удобопреклонности ко греху, а рождение, точнее, получение семени духовно нового человека.