Это прекрасный вопрос. И добрые христиане проявили все лучшие черты, чтобы дать разумные ответы. Но кое-что можно добавить к уже сказанному.
1. Если принимать обстоятельства смерти Христа как жертвоприношение, следует рассмотреть, что за люди и в какой момент совершали это приношение и вообще можно ли так утверждать. Оказывается можно.
В рассматриваемый период времени и до того у иудействующих иудеев исполнялись ритуальные жертвоприношение на праздник Песах. Желающим подробностей гуглить Корбан песах. Если коротко, - это иудейским богом установленный обычай причащаться кровью в память о спасении детей. Ключевое слово там агнец. В подтверждение тезиса:
На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. (Ин.1:29)
И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. (Мф.27:25)
Никакого подгона цитат. Строго по текстам источника, Креститель опознал в Иисусе сына божьего и назвал агнцем. Можно понять как предвидение. И Матфей про то же.
Жертва на Песах должна быть без изъяна. В этом контексте 'самоназванный' сын божий предпочтительней бандита.
В таком контексте, с точки зрения людей совершивших то приношение, - это традиционный ежегодный обряд, подтверждающий верность покровителю и имеющий очистительные свойства. Ничего нового или удивительного.
2. Место для дискуссий. Высказаны и оспорены мнения, что совершенное - это жертва себе, или божьему закону. Но не были приведены ключевые аргументы, которые есть. И не только из Фрезеровской концепции воскресающих богов, - там больше про плодородие. (Хотя не прекрасна ли, в поэтическом смысле, метафора Христа, как зерна души, уходящего в землю?)
Если христианство 'дано всем людям', то и осмысляться оно должно в контексте всей человеческой культуры. И в этом смысле описание бытия Христа ничего нового сюжетно (но лишь мотивационно) в сравнении с предшественниками не содержит.
Намного более великая, в земном смысле, Инанна, небесная госпожа так же сходила в ад, повисеть на столбике и иудеи об этом знали, т.к. Ашера и все Ее имена.
Один прямой речью говорит о себе - висел 9 дней, посвященный в жертву себе же - 'Речи Высокого', 138. Бальдр, сын его, вернется из адов и будет править новыми людьми, и он точно является жертвой божественному закону.
Все это сказано к тому, что для проявлений божественного, описанного людьми подчинение нерушимому закону характерно, как и попытки его объехать. И в умирании необычного нет - все это часть их (богов) сущности и деяний. Потому, если угодно, можно рассуждать о жертвоприношении бога богу и закону, но важнее понимать цели.
3. Мой личный и буквальный ответ на поставленный вопрос - 'кому или чему…' - из метафизических соображений - это заместительная жертва. Нужно пояснить. Представления об адах не новы и не везде и не для всех пребывание там особо мучительно. Но очень-очень древняя идея, что это место без выхода оттуда. И общая идея - выход возможен, оставив вместо себя кого-то.
И вот ключевая идея этого текста. Христос приходит на землю проповедовать любовь. Убеждается, что окружен преимущественно скотами и без нарушения свободы воли задача не решается. См '
я послан к погибшим овцам дома Израилева'.
Дальше все по канону классической трагедии. Ничего не додумано мною - с живыми не сработало, надо поднимать мертвых. И это величайшее чудо в истории человечества, кроме шуток. Не хождение по воде и не воскресение, но очистка адов. И можно допустить, что освобожденные души, получив возможность перерождения в дальнейшем и составили силу зарождающегося христианства и базу для формирования доктрины. И это объясняет и повышенное внимание религии к смерти, и отрицание реинкарнаций и требования скромности, и сам титул -'Спаситель', и веру, что эту спец операцию еще раз провернут в такой же форме.