Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Пс. 109,1). Подножие ног Господа - это земля, а небо - это Его престол: "Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего" (Ис. 66,1). Дом Божий, Его храм, есть сам человек: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы" (1 Кор. 3,16-17). Человек до грехопадения был престолом Божьим, ведь царствие Божие внутри нас есть (Лк. 17,22), но после совершенного в Адаме греха, все люди в нем стали землей и пеплом: "...а люди все — земля и пепел" (Сир. 17,31). Таким образом, подножие ног Господа есть земля или сам человек, которого Он обещает прославить, как место святое Свое, и место ног Своих: "И слава Ливанова к тебе приидет,
кипарисом и певгом и кедром вкупе, прославити место святое Мое, и место ногу Моею прославлю". (Ис. 60,13) или лучше место Свое святое ногой Своей прославит. Как и Моисей, когда пас овец у Иофора, тестя своего, подойдя к горе Божьей увидел Ангела Господня в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает... ... И сказал Бог Моисею, чтобы он не подходил и снял обувь свою с ног своих, ибо место, на котором стоял Моисей, есть земля святая (Исх.3,1-6). Как земля, которая была проклята из за Адама стала вдруг святой? Ведь Бог сказал Адаму: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя (Быт. 3,17). Земля освятилась от того, что в этом месте пребывал Бог, ведь там, где Он пребывает все освящаяется. Обувь же на ногах Моисея есть прообразно первородный грех всего человечества, который Иоанн Креститель назвал ремнем обуви Его: "И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его" (Мк. 1,7). Так вот, Сам Господь взойдет на гору Господню и встанет на месте святом Его (Пс. 23,3) ибо сказано: "...Бог в месте святем Своем. Бог вселяет единомысленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущыя во гробех" (Пс. 67,6). Итак, ...Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть,потому что все покорил под ноги Его... (1 Кор. 15,25-27). Здесь последним врагом обозначена смерть, которая испразднится в людях, названных подножием ног Его, так же духи злобы поднебесной и сам грех будут низложены в человеке. Не человек грешник является врагом Христовым, а грех в человеке, который рождает смерть (Иак. 1,15). Господь ради людей, которые враждовали против Него, и мстили Ему из зависти, совершил хвалу из уст младенцев и ссущих, чтобы разрушить в них врага и мстителя: "Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника"(Пс. 8,3), именно в них Он низлагает врага, а не их самих считая врагами низлагает. Так и Апостол говорит: "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф.6,11-12).
Таким образом, Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последним врагом Апостол здесь называет смерть. Не об этих врагах Господь призывает нас молиться, а о ближних наших, которые враждуют с нами, проклинают нас, ненавидят и обижают нас: "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5.43-45). Поэтому грех мы должны возненавидеть, а грешника любить.
Как и Исаак Сирин говорит:
Не питай ненависти к грешнику, потому что все мы повинны; и если восстаешь на него ради Бога, то плачь о нем. И почему ты ненавидишь его? Ненавидь грехи его – и молись о нем самом, чтобы уподобиться Христу, Который не имел негодования на грешников, но молился о них. Не видишь ли, как плакал Он об Иерусалиме (см. Лк.19,41)? ... (Лк.6,35).