Прежде всего, здесь стоит наверное определиться, как мы понимаем это самое спасение, или что для нас является спасением в данном случае? Апостол Павел говорит: "Ибо мы спасены в надежде..." или "упованием бо спасохомся" (Рим. 8,24). То есть, в надежде или упованием на Воскресение из мертвых мы спасены, исключительно через веру: "Ибо благодатью вы спасены через веру..."(Еф. 2,8); которая, в свою очередь, есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр.11,1). То есть, мы имеем чаяние надежду или упование на Воскресение из мертвых, но чтобы эта надежда была обоснованной, Христос известил надеющихся в истинности обетования Божьего посредством Своего собственного Воскресения. Иными словами, Господь сделал нашу надежду видимой, показав на Самом Себе, во всем подобном нам кроме греха, это самое Воскресение, став первенцем из мертвых.
Таким образом, мы спасены в надежде на Воскресение из мертвых через веру, благодатью. И уже в этом веке можем по вере нашей иметь уверенность в нашем спасении. А кто не верит в Воскресение из мертвых и в Иисуса Христа, тот и не имеет спасения в этом веке, и будет осужден в день Воскресения, но каким образом? Этим самым Воскресением из мертвых он и будет осужден - они не верили, а Он их воскресил, как и написано: "Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная" (Ин. 12,49-50). То есть, Господь есть Слово, Он есть и воскресение и жизнь (Ин. 11,25); таким образом, само воскресение из мертвых неверующих будет им обличением в их неверии, а верующим наградой - исполнением того ожидаемого, во что они верили и на что надеялись.
Здесь думаем уместно привести слова прп. Исаака Сирина:
"Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение выше всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания".
и еще:
"О, как изумительна благодать Бога и Творца нашего! Какая сила, довлеющая на все! Какая безмерная благость, по которой Он естество нас, грешных, снова возводит к воссозданию! У кого достанет сил прославить Его? Преступника и хулителя Своего восставляет, неразумную персть обновляет, делает ее разумною и словесною, ум рассеянный и бесчувственный и чувства расточенные делает Он природою разумною и достойною Божественной мысли! Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения Его. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна пред благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего в ад восставит в славе? Приидите, рассудительные, и удивляйтесь! Кто, имея ум мудрый и чудный, достойно подивится милости Создателя нашего? Есть воздаяние грешника, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость – воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости – привести нас в бытие, когда мы не существовали".
Итак, христианин находясь на этой земле не просто может иметь уверенность в своем спасении, он должен иметь такую уверенность, выраженною в надежде на воскресение из мертвых, что он неминуемо умерев, неминуемо и воскреснет: "И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков" (1Кор,15-19).
Но спасение может пониматься двояко: став святым и блаженным царствовать со Христом много лет, до Его второго пришествия, сделавшись Его священником и воскреснуть из мертвых в день всеобщего воскресения. Первое уготовано праведникам, которые едва спасаются, второе же уготовано всем людям вообще. Первые сподобятся избежать всех будущих бедствий, о которых предупреждает Христос (Лк. 21,5-35), вторых же, не имеющих участия в первом воскресении, постигнут эти бедствия, прежде чем они предстанут пред Сыном Человеческим: "итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого" (Лк. 21,36).
Чтобы иметь веру, что все люди в результате будут спасены, необходимо, прежде всего, хотеть того же, что и Господь: "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим 2,4). А для этого необходимо, в свою очередь, почитать других людей высшими себя самих: "по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя" (Фил. 2,3) и тогда получится, что если мы ниже всех людей, а все окружающие более достойны чем мы, и если мы имеем веру в своем спасении, то и все окружающие, будучи лучшими нас будут заслуживать спасения.
Святой Силуан Афонский очень убедительно говорит об этом:
"Я по себе сужу: если меня Господь так возлюбил, то значит всех грешных Он любит так же, как и меня... ...Господь разбойнику дал рай; так и всякому грешнику даст рай. Я хуже смердящего пса грехами моими, но стал просить у Бога прощения, и Он дал мне не только прощение, но и Духа Святого, и в Духе Святом я познал Бога".
Так же, стоит отметить, что никак невозможно спасти окружающих людей, будучи занятым их спасением, но не будучи занятым спасением самого себя. Об этом говорит Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя. Об этом говорит и Господь:
"оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" (Мф. 15,14). Поэтому, прежде всего, необходимо начинать с самого себя, а не с окружающих.